Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков

Текст публикуемых материалов подготовлен на основе отдельных сокращенных при редактировании глав и параграфов одноименной коллективной монографии под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой (М., 1967). Авторы главы «Проблема, метод и организация исследования» — Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова, параграфа «Учебная деятельность: место учения в жизни подростков-пятиклассников» из главы «Некоторые особенности подростков-пятиклассников (анализ материалов)» — Д. Б. Эльконин, параграфа «Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников» из этой же главы — Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова, «Заключения» к монографии — Д. Б. Эльконин.

В 1960 и в первой половине 1970-х гг. Д. Б. Эльконин руководил оригинальным исследованием, направленным на выявление психологических особенностей у детей подросткового возраста (в этом исследовании участвовали Т. В. Драгунова, А. В. Захарова, М. Э. Боцманова, Р. Д. Тригер и др.). Работа проводилась путем длительного изучения условий жизни, обучения и воспитания подростков, особенностей их общения. Материалы, собранные по каждому подростку, оформ-


лядись в виде индивидуальных характеристик, которые затем тщательно сопоставлялись: по результатам анализа различных вариантов развития делались выводы о возрастных особенностях подростков. На основе полученных данных была подготовлена и\издана коллективная монография всех участников исследования, касающаяся лишь» младших подростков, т. е. пятиклассников (большой материал, относящийся к более старшим классам, не получил развернутой научной публикации). Первая глава этой книги посвящена проблеме и методу исследования, во второй главе приведены индивидуальные характеристики 12 пятиклассников, в третьей главе проведен сравнительный анализ этих характеристик.

Интересен общий результат исследования: на основе формирующейся в подростковом возрасте деятельности общения у детей возникает чувство взрослости как особая форма их самосознания. Содержанием этой формы выступают морально-этические нормы поведения, создаваемые подростками по степени приближения к действиям взрослых людей (эти нормы оформляются, например, в «кодексе> подростков). Материалы работ Д. Б. Эльконина и его сотрудников по психологии подростков имеют серьезное педагогическое значение для организации процесса их воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: