К проблеме контроля возрастной динамики психического развития детей

Статья опубликована в сборнике «О диагностике психического развития личности» (Таллинн, 1974). В начале 1970-х гг. Д. Б. Эльконин начал проводить теоретические, а затем и экспериментальные исследования в области возрастной психодиагностики (в то время в нашей стране после долгого перерыва эта дисциплина начала вновь обретать законные права на научное существование). Многие специалисты стали использовать различные зарубежные методики психодиагностического характера или тестовые системы. В своей статье Д. Б. Эльконин показал, что системы, основанные на структурно-феноменологическом описании психических процессов, непригодны для контроля за ходом психического развития детей и его педагогической коррекции.

Руководствуясь деятельностным подходом к изучению человека, Д. Б. Эльконин сформулировал принципиальные позиции современной возрастной психодиагностики: 1) прежде всего данная дисциплина призвана искать средства контроля за ходом формирования отдельных типов деятельности и их иерархий, определяющих психическое развитие человека; 2) дисциплина должна создавать методики, с помощью которых можно определять возрастные уровни развития знаково-символических средств управления человеком своими психическими процессами, развития отношений между внешними и внутренними компонентами действий, развития рефлексии или самоконтроля; 3) для выполнения своих функций эта дисциплина должна вместе с тем разрабатывать рекомендации для педагогической коррекции еще недостаточно развитых для того или иного возраста видов деятельности, знаково-символических средств, рефлексии и т. д.; 4) педагогическая коррекция должна происходить с учетом возможностей «зоны ближайшего развития» данного ребенка.

Реализация этих теоретических позиций позволит советской возрастной психодиагностике стать подлинным фундаментом психологии развития человека (в частности, детской психологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: