Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков

Основным местом проведения досуга молодых людей тра­диционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов по месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое сво­бодное внутрисемейное время дома.

В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ли­квидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по ин­тересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, про­исходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетво­рить запросы и интересы современного поколения, важно и нуж­но экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, на­блюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на разви­тии любительства. Становится все более сложным как занимать­ся самим художественным творчеством, так и создавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. При­чин для этого множество:

- во-первых, информированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;

- во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей клубных объ­единений;

- в-третьих, несущественная поддержка государством куль­турных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее).

Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современ­ном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном пере­мещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует довольно большое количество кружковых коллек­тивов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по органи­зации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах, страдают от нехватки помещений (заня­тия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда распола­гает к свободному общению и вовлечению наибольшего количе­ства детей и подростков в сферу любительского творчества.

В структуре социальных потребностей современного город­ского населения возросла тенденция к неформальному «дворо­вому общению». Неформальные группы существуют повсемест­но, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех ре­гионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клу­бов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы» дается сле­дующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, Досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни».

В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства опре­деляется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. В городе Тамбове некоторые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по инте­ресам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту жительства до сих пор существует ряд проблем. Среди них мож­но назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к опреде­лению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образования; клуб как учреждение культуры, клуб как центр молодежного до­суга по месту жительства); сориентированность многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготов­ки и переподготовки специалистов, недостаточная защищен­ность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково-молодежного досуга.

В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего до­суга несовершеннолетних, молодежи; формированию физиче­ской культуры и здорового образа жизни в молодежной среде.

Рассмотрим деятельность городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэ­рии г. Тамбова. Основное содержание деятельности детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основ­ную - «Взрослые и дети».

Таким образом, концепция развития городского Центра по работе с детьми и молодежью строится на реализации следую­щих программ:

1. Организация культурно-досуговой деятельности для де­тей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры (концертные программы, театрали­зованные представления, викторины, конкурсы и другое).

2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края (про­грамма «Экология и дети»).

3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самооп­ределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».

4. Создание условий для освоения детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой дея­тельности по ее возрождению и сохранению через изучение тра­диций родного края, календарно-обрядовых праздников, музы­кальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразитель­ного искусства (программа «Возрождение», «Изба ремесел»).

5. Создание условий для обогащения личности дошкольни­ков и младших школьников жизненным опытом предшествую­щих поколений (программы: «Взрослые и дети», «Рост»).

6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направ­лена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.

7. Формирование высокого уровня гражданственности, вос­питание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».

8. Формирование атмосферы, способствующей нормальной адаптации тех, чьи возможности здоровья ограничены, кто не защищен социально - главная задача программы «Милосердие и забота».

9. Создание условий для реализации военно-прикладных ин­тересов детей и молодежи, их гуманного отношения к окружающему их миру, удовлетворение тяги подростков к приключениям, содействие более полному развитию физических, двигательных способностей в спорте, туризме, техническом творчестве, форми­рование навыков поведения в экстремальных ситуациях и пропа­ганда правил дорожного движения (программа «Алые паруса»).

В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, по­сещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, про­филем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в раз­личных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необ­ходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведенные и планируемые исследования направлены на рассмотрение мно­гих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы куль­туры. Это:

определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;

исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде;

выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения: •

разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на регио­нальном уровне и многое другое.

Анализ воспитательной деятельности любительских объеди­нений в подростковых клубов города Тамбова показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными стано­вятся такие формы творчества, которые способствуют воплоще­нию идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии деко­ративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.

Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодеж­ного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.

Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где впроцессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развивают­ся в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб со­циально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ соци­ально-психологической, культурно-образовательной реабилита­ции. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клубного дела - и, прежде все­го, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о про­сто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-куль­турной работы, обработка механизмов ее внедрения и апробации - задача не только практическая, но и методологическая».

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, пита­тельный микроклимат познания и творчества. Масштабные ак­ции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью (ныне Центр внешкольного образования) Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова, предлагают разнооб­разные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для разви­тия личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохно­вение педагога, личности или группы, наличие новизны в имею­щихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

В последнее время в г. Тамбове заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства стар­шего поколения младшему.

Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населе­ния пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие». Создание форума произошло по инициативе кафедры социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Дер­жавина и организовано было впервые в 2000 году подростковы­ми клубами в виде большой творческой площадки. Она состояла из блоков: «Панорама увлечений», «Мастер-классы», «Дискуссионный клуб», «Детская тусовка - "Я + Ты"», шоу-программы «Однажды в городе» и многого другого.

Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художе­ственных организациях;

• создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;

• создании условий для самостоятельного, индивидуально­го вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлека­тельных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенно­сти в своих силах;

• осуществлении специфических условий развития каждо­го индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного твор­чества в сфере свободного времени;

• варьировании методов воспитания и увлечений в круж­ках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

• привлечении местного населения в клубы по интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

• организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья». «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

А для этого необходимо научиться:

• работать с детьми на близкой психологической дистан­ции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью; привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства; отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края.

Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направ­лены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовы­ражения, развития и выявления творческих способностей лично­сти, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии раз­нообразных видов деятельности происходит параллельная акти­визация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогиче­ского воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетите­ля и участника клуба.

Наше наблюдение за результатом активности и интереса на­селения в культурно-массовых акциях показало, что необходимо непосредственно в жилом массиве разворачивать сеть любитель­ских объединений и клубов по интересам, так как не каждый имеет возможность посетить досуговые учреждения, находящие­ся в отдалении от места жительства. Поэтому с удовольствием в досуговых акциях клубов по месту жительства принимают участие родители, жители микрорайона.

Список литературы

1. Лучанкин А.И., Сияцкий А.Л. Социально-клубная работа с молодежью; проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком, Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396с.

Дополнительный список литературы.

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

3. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2.

4. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников.

5. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика, 1995, № 4.

6. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.

7. Дорогу осилит идущий...Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996.

8. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

9. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989.

10. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс, 1995.

11. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д., 1993.

12. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.

13. Психология. Словарь. М., 1990.

14. Савитская Т. Ребенок в культуре XX века. Знание-сила, 1995, №4.

15. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал, 2002, № 4.

16. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: