Развернутая форма игровой деятельности детей

Глава 1 книги «Психология игры» (М., 1978). Д. Б. Эльконин начал разрабатывать проблемы психологии игры под руководством Л. С. Выготского еще в 1930-х гг. и затем неоднократно возвращался к их исследованию в дошкольном возрасте. По психологии игры им накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который конструктивно изложен в соответствующей книге, переведенной на многие языки (английский, японский, чешский и др.) и ставшей уже классической.

Д. Б. Эльконин, опираясь на работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, создал целостную теорию игровой деятельности детей — выделил ее единицу и описал ее структуру, выяснил исторические условия возникновения ролевой игры, раскрыл основные этапы ее развития в дошкольном возрасте, показал влияние на психическое развитие дошкольников. В главе I своей книги он обосновал наличие в игре внутренней и неразложимой единицы, содержание которой — роль, принимаемая на себя ребенком. Ролевая игра социальна по своему содержанию, поскольку роль и связанные с нею игровые действия ребенка выражают различные виды трудовой и общественной деятельности взрослых людей и их отношения в процессе ее осуществления. Обоснование этого важного теоретического положения проводится на большом экспериментальном материале.

Развитие игры в дошкольном возрасте

Текст составлен из § 2 и 5 одноименной главы V в книге «Психология игры» (М., 1978). Д. Б. Эльконин на большом фактическом материале раскрывает мотивацию игровой деятельности и место символизации в ее осуществлении. Побуждения ребенка к игре традиционно связывались лишь с его переживаниями (удовольствием и т. п.). Д. Б. Эльконин стремится преодолеть такой подход, изучая объективные основания, мотив игры; он усматривает их в том особом значении, которые имеют в игре роль и соответствующая воображаемая ситуация.

Своеобразно Д. Б. Эльконин раскрывает место символов в игре дошкольника. Их использование позволяет ребенку выйти за пределы жесткого реального действия с предметами, выявить в нем общий смысл и выполнять его в сокращенной игровой форме. Вместе с тем посредством символизации ребенок «моделирует» в игре социальные отношения людей и берет на себя роли взрослых. В соответствующем параграфе данной главы на основе фактического материала излагается становление этих функций игровой символизации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: