Практическая часть занятия

УЧЕБНЫЕ ИВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ

ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ

УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Необходимость написания учебно-методических рекомендаций для студентов вызвано тем, что в новой учебной программе не отведено учебного времени для изучения такой часто встречающейся патологии, как нарушения осанки и сколиотическая болезнь. Достаточно сказать, что только в г. Минске на сегодняшний день больных со сколиозом более 150 000, а нарушений осанки еще больше. Вряд ли какое-нибудь еще заболевание может «соперничать» по частоте с этой патологией. При этом следует отметить, что часть больных к ортопеду приходят даже от закройщика ателье, а не от участкового педиатра. Знание этой темы необходимо не только ортопеду, но и, прежде всего, врачу первичного звена здравоохранения, чтобы вовремя выявить заболевание и направить нуждающегося на консультацию к ортопеду, дав совет пациенту по режиму труда и отдыха до консультации специалиста. Поэтому основная часть методических рекомендаций посвящена клинике и диагностике, а лечение данной патологии освещено кратко. Практический врач должен иметь представление о методах лечения этой патологии и не «опускать руки» от чувства безысходности перед встретившейся патологией. Целью занятий является приобретение навыков диагностики больных с нарушением осанки, ознакомление с методами лечения.

В результате проведения занятия студент должен:

1) Знать

этапы формирования осанки, особенности развития ребенка в различных возрастных группах;

· определение понятия «Осанка»;

· виды нарушения осанки и их клиническую характеристику;

· общие принципы формирования правильной осанки;

· определение понятия «Сколиоз»;

· теории возникновения сколиоза;

· этиологические формы заболевания;

· патогенез сколиоза по Казьмину и Мовшовичу;

· клинику сколиоза в зависимости от локализации и степени развития болезни;

· дополнительные исследования, необходимые для установления диагноза сколиотической болезни;

· показания к различным методам лечения сколиоза.

Уметь:

· поставить диагноз различных видов нарушения осанки и сколио-тической болезни;

· правильно сформулировать диагноз изучаемой патологии;

· определить величину дуги искривления позвоночника по Фергюссону-Риссеру и установить степень развития сколиоза

· дать совет больному по режиму труда и отдыха при нарушениях осанки и сколиозе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

Для полноценного усвоения темы предстоящего практического занятия сначала вам необходимо повторить из:

а) нормальной анатомии — строение позвоночника и ребер (кости, связки, мышцы, инервацию и кровоснабжение); особенности строения позвоночника в а детском возрасте.

б) лучевой диагностики — рентгенологическое изображение позвоночника и ребер (анатомические образования, особенности на рентгенограмме ребенка.

в) общей хирургии — Вывихи. Определение понятия. Классификация. Клинические симптомы и рентгенологические признаки вывиха бедра.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Основные учебные вопросы:

1. Осанка. Определение, клиническая характеристика, виды ее нарушений. Способы коррекции нарушенной осанки.

2. Сколиоз. Определение понятия. Эгиопатогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Материалы для контроля над усвоением темы:

Осанкой называется нестойкое положение головы, грудной клетки, позвоночника и таза, которые человек удерживает стоя (или положение туловища стоя) без мышечного напряжения.

Физиологической, или правильной осанкой называется нестойкое симметричное расположение отдельных частей тела без мышечного напряжения, основанное на гармоническом устройстве его, что придает легкость и непринужденность позе человека.

Патологической осанкой называется нестойкое несимметричное, негармоничное расположение частей тела, которое человек может активным напряжением мышц возвратить к правильному положению.

Существуют 2 формы патологической осанки: в сагитальной и фронтальной плоскостях. Но часто наблюдается смешанные формы нарущений кривизны позвоночника: боковое отклонение сочетается с нестойким кифотическим отклонением.

В сагитальной плоскости различают 4 вида (по Штоффелю, 1962г.) патологической осанки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: