Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Вместе с тем в более широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.
К функциям рынка относятся:
· Интегрирующая функция. Соединение сфер производства и сфер потребления, а так же торговцев-посредников во включении их в общий процесс обмена продуктами труда и услугами.
· Регулирующая функция. Воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечение согласования производства и потребления, сбалансированности спроса и предложения и т.д.
· Стимулирующая функция. Побуждение производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров и т.д.
· Ценообразующая функция. Установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.
· Контролирующая функция. Главный контролер конечных результатов производства.
· Посредническая функция. Обеспечение встречи экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
· Информационная функция. Дает участникам рынка информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
· Функция экономичности. Сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.
· Функция реализации интересов рыночных субъектов.
Основными составляющими рынка являются:
1. Продавец;
2. Покупатель;
3. Товар или услуга.
По основным видам рынки распределяются:
С точки зрения действующего законодательства
· Легальный
· Нелегальный
По экономическому назначению объектов рыночных взаимоотношений
· Потребительский рынок
· Рынок средств производства
· Рынок рабочей силы
· Рынок информации
· Финансовый рынок
· Валютный рынок
По пространственному признаку
· Местный рынок
· Национальный рынок
· Международный региональный рынок
· Мировой рынок
В рыночную инфраструктуру входят торговые предприятия, товарные фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.