5. Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
6. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
7. Упражнения для артикуляционной гимнастики (АГ) подбираются с учетом тех движений и положений органов арт. аппарата, в результате которых образуются необходимые для ребенка звуки.
8. Самым подвижным органом является язык. От его работы зависит качество произносимых звуков.
9. Также в образовании звуков большую роль играет и верхняя и нижняя губа. Вытянули губы – образовалась трубочка для звука «у», округлились – бублик для звука «о», растянулись в улыбке – для звука «и». Меняя положения (открывание - закрывание) нижней челюсти мы увеличиваем объем полости рта, что особенно важно при произнесении гласных звуков.
|
|
10. Мягкое небо провисая способствует тому, что в речи все звуки приобретают носовой оттенок (что недопустимо). В одних случаях мягкое небо должно подниматься, а в других опускаться. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а друг за другом и органы артикуляции должны быстро менять свое положение.
11. Целенаправленные упражнения помогают подготовить арт. аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.
12. При образовании каждого звука органы артикуляции занимают определенное положение, поэтому при постановке звуков логопед отбирает необходимые упражняя, подбирая их в определенной последовательности.
13. Проводить арт. гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, закрепились они и становились прочными.
14. Выполняют арт. гимнастику от 3-7 минут, повторяя каждое данное упражнение несколько раз. Выполнять арт. гимнастику необходимо сидя, желательно перед зеркалом или сидя друг перед другом, чтобы ребенок мог видеть свою и вашу артикуляционную позу, мог контролировать свои движения.
15. Нельзя говорить, что ребенок выполняет упражнение неверно – это может вызвать полное нежелание выполнять упражнения. Покажите, подбодрите ребенка, введите упражнение в игру: «язычок отправился в гости».
16. Арт. гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
17. Упражнение 1 «Улыбка» («Заборчик»)
18. Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны-
От краев и до десны.
|
|
19. Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнутся без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
20. 1. Следует, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю губу. Опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна.
3. Если у ребенка возникает затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.
21. Упражнение 2 «Хоботок» («Трубочка»)
22. Я слегка прикрою рот,
Губы - хоботком вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
23. Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
24. 1.Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянутся губами до конфеты и взять ее губами.. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: «у-у-у»-и губы примут положение трубочки.
25. Шляхтенко Ю. Б. - логопед, олигофренопедагог
Центра интегрированного обучения РОСТ
Наша цель: воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных программ и методик из области дошкольной педагогики. | ||