К вопросу о методологии исследования феномена Маяковского

Интерес к феномену поэта, не утраченный и в настоящий момент5(к сожалению, только среди профессионалов), выявил несколько подходов к его исследованию:

Первый - ортодоксальный советский взгляд на творчество поэта как наиболее точное воплощение «линии партии» (сразу же оговоримся, что в нашей работе мы акцентируем как раз критичность поэта по отношению к бюрократическому, властному диктату, приведшему к вырождению ростков подлинного социализма).

Второй расценивает творчество этого Художника как трагическую попытку примирения советской действительности и нереализовавшихся футуристических мечтаний поэта. (Но ведь именно в творчестве социализма поэт видел диалектическое снятие футуризма.)

Третий подход восходит к религиозным мотивам. Ряд авторов считает, что душа поэта тосковала по вере в годы разгула «сатанинского футур-большевизма» и царства «коммунистического антихриста». И именно разрыв между его латентной религиозностью (в поэзии) и его сатанизмом (в практике) как раз и стал основой его трагедии (в жизни) как некоего законного возмездия.

И авторский: ключ к пониманию сущности феномена Маяковского как ярчайшего представителя коммунистического mainstream советской культуры содержится в анализе историко-логического развертывания противоречий феномена «Советская культура» и самого советского социализма со всеми его противоречиями.

Здесь автор хотел бы предложить свое понимание советской культуры как такой формы идеального, в которой нашло выражение все богатство противоречий системы общественных отношений с названием «СССР». Поэтому феномен Маяковского будет рассматриваться в следующей логической триаде: общественная система СССР - советская культура - художник в полном соответствии с диалектикой отношений всеобщего - особенного - единичного. По мнению автора, именно сила и характер противоречий во взаимоотношениях всех составляющих этой триады как раз и обусловили внутреннюю целостность каждой из них, в том числе, и самóй советской культуры. Не имея возможности в данной работе раскрыть сущность всех этих взаимоотношений, автор ограничится лишь тезисом об их общей диалектике: если советская культура - это идеальное 6 "реального социализма", то феномен Маяковского - это идеальное уже собственно самой советской культуры.

Творчество и жизнь поэта (в их целостном единстве) - как ничьи другие - выявили и зафиксировали целый ряд важнейших характеристик, а именно:

· сущностные черты и имманентные законы особого типа культуры - советской, ее классообразующие признаки, присущие всем ее составляющим, - в отличие от других художников, которые выразили становление только ее отдельных признаков, свойств, черт;

· определенные моменты становления коммунистического mainstream советской культуры;

· все переходы и противоречия самой этой тенденции;

· взаимоотношения коммунистического mainstream с другими тенденциями советской культуры (их единство и противоположность).

В итоге все это вместе и определило главное содержание логики такого понятия, как «советская культура». Можно сказать, что феномен Маяковского выразил собою идеальное советской культуры, показав ее становление во всей полноте и остроте противоречий советской истории 20-30-х гг., причем в Present Continuous. Вот почему можно с полным правом сказать, что феномен Маяковского стал экстремальным проявлением сущности советской культуры: во-первых, ее объективные противоречия, и без того достаточно острые в этот период, жизнью и деятельностью поэта доводились до состояния их предельного напряжения; во-вторых, получив благодаря его таланту свое яркое художественное выражение, они становились тем событием искусства, которое несло в себе принцип и общественную обязанность (да, именно обязанность), вменяемую всякому, - действенно разрешать эти самые противоречия. И это не было абстрактной декларацией: поэт был первым, кто из поэзии выходил в общественное действие. Маяковский как общественный феномен стал (диалектической смычкой), живым и уникальным пересечением того, что составляло главное в культуре и революции, а точнее - их синтезом, который можно назвать «гигантским социальным явлением»7.

Резюмируя, можно сказать, что феномен Маяковского выразил собою (1) общие черты, сущность, основные закономерности и генезис авангардной тенденции советской культуры, т.е. ее коммунистического mainstream; (2) противоречия ее взаимоотношений с другими тенденциями с оветской культуры; а также (3) внутренние противоречия самого коммунистического mainstream.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: