История клубного сервиса

Общение по интересам в античности. Социально-культурный сервис в объединениях средневековой Европы. Социально-культурная роль европейских клубов 16-18 вв. Расширение возможностей клубного сервиса в 19 в. в Европе и Америке.

Возникновение и развитие клубов в России. Рабочие клубы, народные дома конца 19- начала 20 в. Клубный сервис в Советской России (1917-1991). Клубы в России и за рубежом в удовлетворении потребностей современного человека.

Клубный сервис - предоставление услуг общественных организаций и учреждений, объединяющих людей в целях общения по интересам (политическим, деловым, научным, спортивным, художественным и т.д.).

Понятие «клуб» включает представление о людях, которые добровольно собираются или объединяются с определенной целью, а также о социально-культурных центрах, на базе которых действуют объединения и предоставляются услуги.

Клубы как явление культуры и многофункциональные центры общения возникли еще в античности. Уже тогда возникают объединения, которые удовлетворяют потребности людей в совместно проводимом досуге, межличностном общении, в совместной деятельности социокультурного характера.

Объединения молодых людей по интересу к философии вокруг Сократа, Платона (5-4 века до нашей эры) и других философов были, по сути, научными клубами.

Афинский политический деятель Перикл и его же на Аспасия (5 в. до нашей эры) объединяли вокруг себя виднейших людей своего времени (скульптор Фидий, историк Геродот, драматург Софокл, философы Протагор, Анаскагор). Этот кружок был своеобразным политическим клубом.

В спектаклях античного театра непременно участвовал хор – объединение горожан-любителей, финансируемое из средств хорегов. Хорег - богатый гражданин, который в порядке общественной повинности нес расходы на постановку.

В римской античности известен кружок Сципиона (185-129 гг. до нашей эры), объединявший группу поклонников греческой культуры 4-3 вв. до нашей эры. С 6 в. действуют в Европе сообщества монахов – ордена: бенедиктинцы, доминиканцы и др. К ним примыкают рыцарские ордены: иоаннитов, тамплиеров, тевтонский и др.

С 13 в. возникают светские рыцарские ордены – например, Орден Святой Марии (Наварра). При этих орденах существуют «рыцарские академии» - объединение отпрысков знатных семей для военной и физической подготовки.

Монашеские и рыцарские ордены средневековой Европы играли не только историческую, но и культурную роль, хотя и не были клубами в современном понимании этого слова.

Объединения городских ремесленников – цехи в Западной Европе 12-13 вв. уже оказывали своим членам определенные услуги: образовательные (цеховые школы), профессиональные (учеба подмастерьев, учеников), содействие в производстве и сбыте ремесленных изделий. Цехи участвуют в организации городских представлений, выполняют ряд функций профессиональных клубов.

С 12-13 вв. в Европе начинает развиваться театральный жанр, именуемый миракль – религиозно-назидательное представление на тему о чуде, совершаемом святыми или девой Марией. Исполняли их горожане, организованные в корпорации, представлявшие зрелищные услуги горожанам. Это был, по сути, клуб любителей театра из среды торгово-ремесленного населения средневекового города.

С 15-16 вв. такие корпорации в Нидерландах получают название «риторические камеры», во Франции «братства». Известны они в других странах. Эти кружки любителей имеют в крупных городах собственные помещения для собраний, содержащиеся за счет вступительных и ежегодных взносов. Эти объединения участвуют в исполнении мистерий, в шествиях, «выходах» и т.д. Все эти представления субсидировались церковью или городскими властями. Позже услуги таких объединений перестали быть бесплатными для горожан.

В начале 17 в. в Англии было основано одно из первых объединений, которое можно считать клубом в его современном понимании – «Пятничный клуб». Это был клуб родовитых дворян, хотя среди его членов был и В. Шекспир, тогда уже известный драматург. Первоначальное значение слова «Friday» (доля, складчина) отражало главную его особенность: услуги оказывались за счет взносов членов клуба.

В начале 18 в. клубы становятся характерной приметой общественно-культурной жизни Англии: возникают объединения литераторов, ученых, политиков, но особое распространение получают спортивные клубы, карточные собрания («Бридж-клуб, «Покер» и др.), охотничьи клубы на основе страсти к охоте и коллекционированию трофеев. Услуги, оказываемые клубами, типичны: место для собрания или игры, еда, напитки, развлечения. При университетах возникают научные общества: Парижский астрономический клуб (1668), Гринвичский (1676).

Клубный сервис в 19 в. приобретает новый характер, обусловленный:

социальным бытием, классовой принадлежностью членов клуба;

национально-культурными особенностями отдельных стран;

составом объединений в зависимости от возраста, пола, профессии, интересов;

представлениями об общественно-культурном назначении клубов.

Клубный сервис в 19 в. приобретает своеобразные организационные формы в разных странах Старого и Нового Света.

В Англии выделились два разряда клубов: частные (организуемые частными предпринимателями для получения дохода) и общественные (за счет коллективного членства в специально созданном сообществе).

Общественные клубы, как правило, располагались в специальном здании и представляли собой комплексные центры социально-культурного сервиса. В составе клуба - отель, кофейня, зал для собраний и встреч, библиотека, кабинеты для чтения и занятий. В таких клубах существует «club-low» - строгий устав, который нельзя нарушать.

Многие люди из верхов общества проводили в этих широко распространенных клубах большую часть досуга. Поэтому появилось понятие «clubman» - завсегдатай клуба. В этих клубах формировалась общественное мнение, готовились и обсуждались многие политические решения.

Были среди этих клубов и объединения чудаков, эксцентриков: «вечные странники» (лишь день в году дома, остальное время – в путешествиях), клубы фруктоедов (вегетарианцы), клубы сандалий (любителей этого вида обуви) и т.д. Видимо, не без основания еще одно из значений слова «clubman» - прожигатель жизни.

Существовали также женские и рабочие клубы Англии. Здесь большое место занимали образовательные услуги: лекции по разным отраслям знания, обучение кройке и шитью, кулинарии и т.д.

Частные клубы предоставляли услуги другого характера: здесь играли в карты, в азартные игры, здесь были бюро, где заключали пари, бились об заклад.

В Австрии венские кофейни в 19 в. - настоящие центры общественной жизни и социально-культурных услуг. Здесь обедали, принимали гостей, играли в карты, бильярд, настольные игры, писали, читали. Подобную же роль играли и кафе во Франции, хотя здесь существовали и клубы по английскому образцу.

В Бельгии в 19 в. получают распространение всевозможные ассоциации и общества: торговые, ремесленные, разведения цветов, поощрения наук и искусств, благотворительности. Рабочие союзы объединяют борцов за интересы людей труда, спортивные общества – спортсменов, любителей спорта. В Бельгии 19 в. общества и ассоциации – основная форма общественной жизни и предоставления социально-культурных услуг.

В Нидерландах помимо традиционных клубов особо можно отметить объединения благотворителей, обеспечивающих раздачу продуктов, медицинской помощи и оказывающих моральную поддержку обездоленным согражданам.

В Германии в 19 в. характерны студенческие корпорации со своим традиционным местом встречи, именуемым «kneipe» - нечто среднее между трактиром и хорошей забегаловкой. Здесь студенты шутили, пели, удовлетворяли потребность в художественной деятельности, в эмоциональном насыщении жизни. Это были, по сути, клубы общения.

Для Чехии 19 в. наиболее характерны «Беседы» - объединения национально-культурной направленности в условиях австро-венгерского владычества.

Во всех странах Европы в 19 в. социально-культурные услуги оказывают спортивные клубы.

В Соединенных Штатах Америки в 19 в. клубы также получают широкое распространение. Чаще всего это клубы политической, деловой и спортивной направленности. Особенностью их были высокие членские взносы и более широкий спектр услуг (особенно информационных и зрелищных), которые они предоставляли своим членам. В клубы объединялись коллекционеры, любители музыки, поэзии, рукоделия и т.д.

В 20 в. в США большое место в общественной жизни заняли клубы «зеленых» (защитники природы) и клубы пожилых людей, которые имеют важное социально-культурное значение.

Россия. Первый клуб был открыт в Петербурге в 1770 г. под названием «Английское собрание». Название возникло оттого, что его учредителями были английские бизнесмены, жившие в Петербурге. Число членов клуба было ограничено. Среди услуг клуба: устройство музыкальных и танцевальных вечеров, балов, маскарадов, научных и литературных чтений. В клубе давались обеды, выписывались книги и периодические издания.

С 70-х гг. в Петербурге существует и немецкий «Большой бюргер-клуб». Позже (1784) возникают клубы деловых людей «Коммерческие общества». С 1783 г. в Москве существует «Московское благотворительное собрание». Клубы дворян оформляются и в российской глубинке. Это были собрания, действовавшие, главным образом, в период выборов и носившие также замкнутый, сословный характер.

В конце 18 в. начинают действовать офицерские клубы. Обычный перечень услуг: гостиные, карточные игры, балы и танцы, буфет, бильярд.

В 19 в. деятельность ранее созданных клубов продолжается. Некоторые черты клубов имеют масонские ложи, которые распространяются в России в начале 19 в. в «верхах» общества.

В начале 19 века повышается норма членов Английского клуба до 350 чел (1817). В нем состоят Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, многие представители знати и высшего чиновничества.

Заметное явление в общественно культурной жизни России первой половине 19 в. – литературные общества и объединения: «Зеленая лампа», «Арзамас», «Беседы любителей русского слова», а также салоны А.Н. Оленина в Петербурге и З.А. Волконский в Москве.

В середине 19 в. в России по примеру западных стран создаются спортивные клубы: Императорский яхт-клуб (1846) и Речной яхт-клуб (1864). Услуги клубов: летом - парусные и моторные гонки, зимой – горы и катание на буерах. Позже яхт-клубы получают распространение и в других городах России.

С середины 19 в. в России получают распространение любительский театр – объединения непрофессиональных актеров, способных готовить и показывать спектакли для зрителей из народа.

По инициативе М.И.Чигорина центром шахматной жизни Петербурга становится шахматный клуб (1866). Услуги его – зал для игры и турниров, читальня, столовая, бильярдная.

Во второй половине 19 в. образуются горные и туристские клубы.

Крымский горный клуб (1890) предоставляет широкий спектр услуг: экскурсии, походы, лекции, выставки, консультации для путешественников. При клубе действуют: служба проводников, квартирно-посредническое бюро, музей охраны природы. Русский туринг-клуб (1895) обеспечивает коллективные поездки, проживание в гостиницах, издает карты и путеводители. «Российское автомобильное общество» (1903) – объединение любителей мотоспорта – проводит выставки машин, двигателей, гонки, пробеги, испытания моделей.

В конце 80-х гг. 19 в. в России возникает новый тип клубного учреждения – народные дома с библиотеками, читальнями, чайными и зрительскими залами.

В начале 20 в. народные дома и рабочие клубы, создаваемые городскими думами, обществами грамотности или частными лицами, предоставляют образовательные, просветительские услуги, организуют досуг жителей крупных городов из «низов».

В Советской России (1917-1991) народные дома были преобразованы в клубные учреждения. Были построены многочисленные Дома и Дворцы культуры, Дворцы молодежи, Дома и Дворцы творчества юных, подростковые клубы по месту жительства. Создалась клубная сеть, которая охватила всю страну. Основное назначение ее – просвещение, организация самодеятельного творчества, предоставление возможностей активного отдыха и развлечений.

На базе этих клубных учреждений работали многочисленные и самые разнообразные объединения и клубы:

· общественно-политические;

· естественнонаучные и научно-технические;

· эстетические и художественно-творческие;

· спортивно-оздоровительные;

· коллекционно-собирательские;

· профессиональные.

Вся эта деятельность финансировалась государством и общественными организациями. Кроме того учреждения культуры предоставляли платные услуги: курсы иностранных языков, обучение ремеслам, музыке, танцу и т.д. Клубы в Советской России – распространенное место коллективного отдыха.

Вся эта многообразная деятельность организовалась специалистами, которых обучали в техникумах и институтах культуры.

С начала 90-х гг. в деятельности клубных учреждений многое изменилось. Сохраняются лишь те услуги, предоставление которых экономически оправданы. Сократился фонд свободного времени населения, которое чаще используется для дополнительного заработка, а не для любительских занятий по интересу.

В то же время появляются новые возможности клубного сервиса, связанные с информационными технологиями. Государство в большей мере, чем раньше, поддерживает клубы инвалидов. Сохраняется государственная поддержка детских клубов.

Получают распространение фан-клубы – объединения поклонников музыкальных групп, спортивных команд. Продолжают работу клубы туристов, организующих и методически обеспечивающих самодеятельный туризм.

Во всем мире действуют киноклубы – массовые организации кинозрителей и любителей киноискусства.

В конце 20 в. можно говорить и о международных объединениях ученых. Например, Римский клуб, возникший в 1968 г., продолжает изучение глобальных проблем выживания человечества перед лицом экологической опасности и глобальных катастроф, грозящих людям в современных условиях.

Вывод. Деятельность по приобщению личности к культурным ценностям неисчерпаема, и клубный сервис, обеспечивающий возможность общения по интересам, будет находить все новые и новые услуги для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем отличие общения по интересам, клубных услуг в античности в Европейском Средневековье?

Как формировалась материальная база клубного сервиса в Европе 16-18 веков?

В чем своеобразие организационных форм клубного сервиса в Старом и Новом свете – 19 век?

Как можно объяснить изменение видовой структуры клубного сервиса в США в 20 веке?

Какие общественные силы инициируют клубный сервис в России 18-нач.19 вв.?

Почему спортивный аспект доминирует в клубном сервисе в России конца 19-нач.20 вв.?

Каковы социально-культурные функции народных домов в России в этот период?

Какие черты характерны для клубного сервиса в Советской России? Что нового возникло в этой сфере после 1991?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: