История информационного сервиса

Хранение и распространение информации в древности и античности. Библиотеки средневековья в Европе и России. Демократизация и дифференциация информационного сервиса в новое время. Особенности хранения и распространения информации в Советской России (1917-1991). НТР и информационные услуги в современных условиях.

Информационный сервис – это предоставление услуг, связанных со сбором, хранением, преобразованием и распространением информации.

Люди очень рано ощутили потребность сохранения для потомков сведений, сообщений, в которых концентрировался опыт прошлого. Стремление расширить возможности человеческой памяти привело к зарождению в государствах древних цивилизаций особого культурного института – письма, а затем и библиотек как собраний памятников письменности.

Библиотеки возникают как учреждения, обладающие собранием средств хранения информации (свиток папируса, рукопись на пергаменте и т.п.) и предоставляющие услуги по общественному пользованию имеющимися материалами.

В большинстве случаев библиотеки древности находились во дворцах царей, при храмах столичных и провинциальных городов, при школах писцов. Основной услугой этих библиотек была выдача книг читателям. Для этого наиболее востребованные книги имелись в нескольких копиях.

Уже в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (7 в. до нашей эры) имелся каталог и система хранения клинописных глиняных табличек, что облегчало получение необходимой информации. В Древнем Египте каталоги библиотеки высекались на стенах помещений и хранилищ. Однако библиотеки древности были доступны немногим.

Государство испытывало потребность в распространении информации среди широких слоев населения с идеологическими целями. Для этого служили глашатаи, объявлявшие народу специальные известия. Эту же функцию выполняли и летопись побед египетских царей, высеченная на стенах храма фараона Рамсеса Второго в древней столице Египта Фивах или знаменитая стела царя Вавилонии Хаммурапи (18 в. до нашей эры), с высеченным на ней «Кодексом» - собранием законов.

В древности ощущается и общественная потребность в распространении информации о товарах, различных видах услуг с целью оповещения и создания спроса. В развалинах древнего египетского города Мемфиса найдена надпись, высеченная на камне «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». На сегодняшнем языке мы назвали бы такую информацию рекламным объявлением.

В античной Греции возникает само понятие «библиотека» (от греч. biblion – книга). Информация фиксируется на досках, коже, свинце, папирусе. В Афинах и других городах Древней Греции с 5-4 вв. до нашей эры существуют публичные библиотеки. Особой отраслью информационного сервиса становятся переписка, копирование книг. В Афинах существовала широкая сеть мастерских, производящих книги, в том числе, и на заказ, книжных лавок для их реализации. В 5 в. до нашей эры зафиксирована специальная услуга: ученый-грамматик Демофил издает сочинение - информационный обзор «О книгах, достойных приобретения», помогающий библиофилам ориентироваться в мире книг.

В Древней Греции были заложены основы библиотечно-библиографической классификации. Разделение информации по отраслям знаний, произведенные греческими философами, сыграло важную роль при систематизации книг и создании каталогов в библиотеках более позднего времени.

Информационную атмосферу античных городов формировали также зазывалы, торговцы, рекламирующие свой товар, официальные глашатаи.

Рекламная информация о зрелищах различного рода, и других услугах размещалась на специально выстроенных щитах или на стенах домов. В системе информационного сервиса Древней Греции должен быть упомянут и античный театр, служивший (наряду с народными собраниями) своеобразным средством массовой информации того времени.

Первой по-настоящему публичной библиотекой может считаться созданное Птолемеем Первым при содействии ученых того времени собрание рукописных книг (до 700 тыс. рукописей) в Александрийском Мусейоне - совокупности научных и учебных учреждений в Александрии египетской. Здесь был налажен учет, сбережение рукописей, созданы систематизированные каталоги.

Философы, педагоги, писатели, художники, врачи, математики, военные широко пользуются услугами этой библиотеки. Все они получают возможность исчерпывающе изучить информацию по своей специальности и вести научную работу в современном понимании этого появления, создавать новые труды. Библиотека предоставляет и дополнительные услуги: переписка, перевод, корректировка текстов.

Информационный сервис получает широкое распространение в Древнем Риме. К началу 4 в. нашей эры здесь было не менее 30 крупных публичных библиотек. В римских библиотеках появилась новая услуга. Книги здесь выдавались на дом, хотя существовали и читальные залы. Появляются специализированные библиотеки – собрания книг, отобранных по определенному признаку.

Таким образом, уже в античное время определяются многие направления информационного сервиса, которое получают развитие в дальнейшем.

В раннесредневековой Европе функция сбора, сохранения и распространения информации переходит к церкви. Уже в 5-6 вв. появляются первые монастырские и церковные библиотеки с рукописями на греческом и латинском языках. Начинают действовать идеологические ограничения на услуги, на пользование «еретическими» книгами. Круг людей, которым доступна информация, крайне узок. Однако продолжается совершенствование информационных услуг: возникает алфавитная группировка каталогов, тематические каталоги.

В 11 в. монополия церкви на информацию, на руководство духовной жизнью средневекового общества начинает утрачиваться. Появляются университеты (с 12 в), при них свои библиотеки – иные по составу и с иной направленностью услуг. При университетах действуют скриптории – мастерские по переписке книг на заказ. Здесь формируется и определенный порядок предоставления услуг. Выдача, регистрация книг, определение редкого фонда, не подлежащего выносу из здания, порядок пользования «запрещенной» литературой (эти книги мог брать только профессор богословия университета). В университетских библиотеках особое значение приобретают справочные услуги каталогов.

В 13 в. появляется первое пособие по устройству библиотек: «Книгознание» Р. де Фурневаля (1201-1260), в котором давались рекомендации по информационному сервису библиотек.

С принятием христианства в Древней Руси также появляются собрания книг – «книгохранительницы» (именно так они тогда назывались). Существуют они при храмах (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и при крупных монастырях: Киево-Печерском (основан в 1051 г.), позже Троице-Сергиевском (основан в 14 веке), Соловецком (основан в 15 веке). Книги выдавались как внутри монастыря, так и на сторону. В монастырях осуществляется переписка и перевод книг.

Новая эпоха развития информационного сервиса начинается с появлением книгопечатания – изготовления печатной книги с наборной формы.

В Европе книгопечатание возникло в 40-х гг. 15 века. На протяжении второй половины 15 в. типографские предприятия распространяются по всей Европе. Резко возрос выпуск книг, пополняются существующие и образовываются новые библиотеки. С 16 в. начинают печататься сводки новостей - прообраз современных газет, с середины 17 в. – журналы – периодические издания популярного и специального характера.

Все эти новые культурные явления создают широкие возможности информационного сервиса. Возникает возможность систематического распространения информации самого разного характера. Уже в начале 17 в. в Англии и Франции появляется печатная реклама, а с 1611 г. в Лондоне уже работает первое рекламное бюро (А.Горжа и У. Копа), предоставляет услуги предпринимателям.

К концу 17 в. в Европе более 60 университетских библиотек, обеспечивающих активное бытование книги в обществе. Наиболее богатые из них – библиотека Сорбонны (Париж) и Оксфордского университета (до 19 в. – национальная библиотека Англии).

В 1480 г. основана Королевская библиотека во Франции (впоследствии Национальная библиотека).

В 1753 г. в Лондоне формируется библиотека Британского музея.

В России библиотеки с универсальными фондами образованы при Академии наук (1714), Московском университете (1756). Во второй половине 18 в. в России действуют первые коммерческие (И.Х. Кейзера, В.С. Сопикова) и бесплатные (Н.И. Новикова) публичные библиотеки.

В 18 в. осознаются в полной мере возможности печати как способа распространения рекламной информации. Газеты и журналы начинают широко использовать сюжетные и оформительские приемы подачи информации с использованием рисунка и гравюры, предоставляя свои страницы для рекламных объявлений. Однако подобного рода информация распространяется лишь в «верхах» общества.

Среди простого люда в России информационный голод (в известной степени) удовлетворялся с начала 17 в. с помощью «потешных лубков». Лубки разносили по домам офени - распространители «потешных картинок», содержащих самую разнообразную, в том числе, и рекламную информацию.

19 в. характеризуется демократизацией, возрастающей общедоступностью информационного сервиса. Создаются национальные библиотеки в столицах государств с универсальными фондами: Вашингтон (1800), Санкт-Петербург (1814) и др. Здесь собранные за длительный период издания отражают историю данной страны. Возникают специализированные библиотеки по отдельным отраслям знаний (1836 – Национальная медицинская библиотека, 1864 – Политехническая библиотека в Москве).

Одновременно появляются библиотеки для народа (США, Англия, Россия) – общественные библиотеки, читальни, книжные магазины для рабочих, для людей из «низов», которым информационные услуги ранее были недоступны. В России их учреждают (при поддержке меценатов) общества грамотности, земства, городские думы. Те же офени распространяют в городах и деревнях России, кроме лубочной литературы, книги издательств, предназначенные для самых широких слоев населения. Например, издательство И.Д. Сытина «Посредник» печатает учебники, научно-популярные книги, дешевые издания классиков, календари и т.д.

Развитию информационного сервиса в середине 19 в. способствовало изменение общественных условий после 1861 г., в частности, отмена в 1869 г. ограничений на публикацию коммерческих объявлений в газетах и журналах. Появляются газеты, во многом ориентированные на распространение рекламной информации: «Голос» (1863-1884), «Петербургский листок» (1864-1916), «Московский листок» (1881-1916). В рекламной информации начинает все шире использоваться фотография.

В 60-е гг. 19 в. формируются и первые информационные агентства широкого диапазона – Русское телеграфное агентство (1865).

В конце 19-начале 20 в. появляется принципиально новый канал распространения информации для «низов» общества – воскресные школы, кружки самообразования, народные университеты, лектории, существовавшие при народных домах и рабочих клубах. Здесь организуются публичные лекции, занятия всевозможных курсов. Эта система получает название внешкольного образования взрослых и имеет целью повышение уровня общеобразовательных и научно-политических знаний, формирование потребности в самообразовании.

В Советской России (1917-1991) информационные услуги адресуются самым широким слоям населения, но при этом имеют место противоречивые тенденции.

Система внешкольного образования получает всемерную государственную поддержку, в том числе и финансовую, но полностью подчиняется задачам политической пропаганды.

Библиотечная сеть развивается и совершенствуется, свобода научно-информационной деятельности идеологически регламентирована и ограничена системой «спецхрана» - закрытого хранения литературы по политическим мотивам. Все же информационные услуги в этот период приобретают ряд новых черт: библиотеки координируют и кооперируют свою деятельность, в результате чего читатели могут пользоваться сводными каталогами, межбиблиотечным абонементом. Среди услуг библиотек – книжные выставки, библиографические обзоры, аннотированные библиографические указатели, тематические картотеки.

Библиотечных работников высшего и среднего звена, подготовка которых развернута в этот период, можно с полным основанием рассматривать как специалистов информационного сервиса.

Сервисные возможности крупнейших библиотек возрастают: комплектуются и выдаются пользователям ноты, грампластинки, плакаты, микрофильмы.

В 20-30 гг. 20 в. в Советской России полностью меняется облик и содержание рекламной информации. Участие в ее создании и распространении В. Маяковского, А. Родченко, В. Степановой, Кукрыниксов необычайно подняли художественный уровень советской рекламы этого периода.

Предметно-пространственная среда города преображается средствами графического дизайна. Услуги художников-рекламистов востребованы при проектировании витрин, книжных киосков, упаковок, книжных обложек и открыток, вывесок, эмблем, рекламных плакатов и даже одежды продавцов.

После 1945 г. в Советской России создаются крупные государственные рекламные организации («Росторгреклама» и др.), выпускается свыше 60 рекламных изданий («Реклама», «Новые товары» и др.), стали производиться рекламные фильмы. Функционируют рекламные комбинаты, агентства, оформительские цеха и мастерские. Однако вся эта разветвленная сеть служила не столько распространению рекламной информации, сколько оформлению идеологических и политических акций и кампаний.

С 20-х гг. 20 в. в жизнь входит новое средство массовой информации – радио, а с конца 30-х гг. – телевидение. Информационные услуги оказываются прямо на дому. Досуг человека может стать пространством плотного и полезного информационного насыщения. Однако в качестве адресата информационного сообщения рассматривается не отдельный человек с его конкретными потребностями, а масса – большое количество людей. В результате домой к конкретному человеку доставляется часто ненужная, порой назойливая рекламная информация.

С 70-х гг. 20 в. как результат научно-технического прогресса начинает формироваться Internet - всемирная информационная сеть, объединяющая множество компьютеров, обменивающихся информацией друг с другом. Эта система обеспечивает прямой неограниченный доступ каждого к любым информационным услугам.

Своеобразными путеводителями в мире информационных услуг Internet выступают поисковые системы (Rambler, Yandex, Aport и др.), нередко объединенные тематическим каталогом. По ключевым словам с помощью поисковых систем можно быстро выйти на сайты с интересующей тематикой.

Интересующие сайты в сети можно отыскать и с помощью каталогов. Переходя от рубрики к рубрике и сужая область поиска, можно попасть в раздел каталога, содержащего нужный список сайтов.

Основные услуги в сети Интернет – web-сайты, электронная почта, список рассылки, электронные доски объявлений или телеконференции

Наиболее очевидные преимущества информационных услуг Internet для пользователя: личностный характер информации, необходимой конкретному человеку; гибкость (можно начать, скорректировать, прервать общение в любой момент); использование различных средств воздействия (изображение, звук, спецэффекты); возможность создания виртуальных сообществ по интересам, по профессиональным занятиям.

В информационных системах традиционных библиотек также используется компьютерная техника, в частности для создания каталогов, для поиска информации.

Спектр информационных услуг библиотек сегодня весьма широк.

Перечень услуг библиотеки им. А.Аалто г. Выборга, к примеру, включает 7 бесплатных информационных услуг и 21 платную услугу. Среди бесплатных услуг: получение информации из каталогов, консультации специалистов-библиографов, получение во временное пользование любых документов, изданий из фонда в читальный зал или на дом, пользование межбиблиотечным абонементом.

Среди платных услуг – изготовление ксерокопий; подбор тематических списков литературы; консультации по рефератам, курсовым работам; пользование информационно-поисковыми системами «Кодекс»; распечатка, сканирование материалов; копирование информации на дискету; распечатка информационных материалов на компьютере; работа в сети Internet с 9 до 24 часов и т.д.

Вывод. Разнообразие и дифференциация информационных услуг, информатизация сферы информационного сервиса открывает все новые и новые возможности приобщения к культуре, создания, сохранения и распространения культурных услуг в обществе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Какие социально-культурные потребности обусловили необходимость сбора, хранения и распределения информации в древности и античности?

Выделите основные стадии формирования библиотек как учреждений информационного сервиса в античное время?

Каковы особенности информационного сервиса в Западноевропейском и русском Средневековье?

Что изменилось в сфере информационного сервиса с распространением книгопечатания в Европе?

Каковы проявления демократизации информационного сервиса в России и за рубежом – 19 веке?

В чем противоречие тенденций информационного сервиса в Советской России (1917-1991)?

Какие принципиально новые возможности информационного сервиса создает современный уровень развития науки и техники?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: