История музейного сервиса за рубежом

Хранилища ценностей в древности и античности. Церковные и соборные сокровищницы Средневековья. Личные коллекции 15-17 вв. – предшествие современных музеев. Открытие публичных музеев 18-19 вв. Дифференциация музеев. Услуги общедоступных музеев наших дней.

Музейный сервис - это предоставление музейных услуг, удовлетворение культурно-познавательных научных, эстетических, творческих и иных (развлечения, отдых) потребностей посетителей.

В 1977 г.Х1 конференция Международного совета музеев в Москве утвердила День музеев – 18 мая. Это праздник, отмечаемый выставками, встречами, днями и неделями бесплатного посещения музеев. Музеи – хранилища социального опыта и культурной памяти человечества. Сегодня это один из типов учреждений культуры, предоставляющих разнообразные культурные услуги.

Все цивилизации, даже самые древние, собирали и хранили предметы, имеющие религиозное значение или эстетическую ценность (предметы погребального культа в Древнем Египте, дары, вносимые в храмы по обету и т.д.)

В античное время не было музеев в привычном смысле слова, но именно тогда (в 5-4 вв. до н.э) в Академии Платона появился храм, в котором стояли статуи муз. Отсюда название «музей». Это место, где различные виды искусства синтезировались в целостность. Важно, что этот храм был включен в повседневную жизнь: «студенты», обучавшиеся здесь, приходили в храм в поисках поэтического вдохновения и научных озарений.

В античное время выявились 2 варианта сохранения и передачи ценностей культуры: а) общественные хранилища при храмах и государственных учреждениях (пинакотека - собрание картин у входа в Афинский Акрополь); б) личные коллекции государственных деятелей и частных лиц.

Именно этим частным коллекциям мы обязаны тем, что мы знаем античную скульптуру. Оригиналы работ скульпторов Древней Греции Мирона («Дискобол»), Поликлета («Дорифор» или «Копьеносец»), Праксителя («Афродита Книдская») утрачены, но сохранились копии их работ, сделанные для коллекционеров.

В конце 4 в. до нашей эры получают распространение геммы - драгоценные или полудрагоценные камни с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Знатные римские патриции собирают дактилотеки – коллекции резных камней. До наших дней дошла «Камея Гонзага», созданная в 3 в. до нашей эры в Египте. Сегодня она хранится в Эрмитаже.

Дома знатных греков и римлян украшали собрания герм – каменных столбов со скульптурным портретом на вершине. Благодаря гермам мы знаем облик многих известных людей античности. Все эти «осколки исчезнувших коллекций» стали украшением современных музеев.

Сам город Рим в древности был украшен множеством замечательных статуй, триумфальными арками, зданиями-памятниками и был, по сути, огромным музеем под открытым небом. Собрания произведений искусства хранились и в термах – местах отдыха римлян.

В средние века здания церквей, соборов становятся хранилищами предметов искусства и даров, считавшихся полезными для пропаганды веры. Произведения искусства чаще всего выступали в качестве предметов культового назначения для церковной службы либо оформляли интерьер храма.

Благосостояние, авторитет того или иного храма зависели и от количества, и от качества церковной утвари: распятий, реликвариев, икон, риз, книг в дорогих окладах. Заказы выполняли первоклассные мастера, материал использовался дорогой – золото, серебро, драгоценные камни, перламутр, янтарь. Так в средневековой Европе формировались церковные сокровищницы. Подобные сокровищницы (украшения, оружие, монеты) были и у светских феодалов.

Однако сокровищница еще не коллекция, а тем более – не музейное собрание. Коллекцию отличает собирание разрозненных предметов в единое целое, отвечающее вкусу, интересам собирателя. Коллекция становится музеем в силу ее общедоступности, возможности знакомства с ней других людей. Именно такой процесс начинается в эпоху Возрождения.

В этот период возникает интерес к естественнонаучным коллекциям. Один из первых в Европе гербариев собрал в Падуе (Италия) Лука Гини (1460-1556). Конрад фон Геснер (1516-1565) основал одну из старейших в мире коллекций животных. Часть этого собрания и сегодня хранится в Музее естественной истории в Базеле (Швейцария).

До 17 в. коллекции, являясь собственностью частных лиц, служат лишь удовлетворению потребностей своих хозяев. Но уже тогда осознается общественная значимость таких собраний. Выдвигаются требования сделать коллекции доступными для молодых художников. Возникает традиция проведения временных экспозиций для публичного показа. С 1699 г. такие выставки стали проводиться в Большой галерее Лувра (Париж).

18 век, продолжив эту работу, делает королевские коллекции частично доступными для посетителей (при сохранении их частного характера): с 1750 – Франция, с 1769 – Флоренция (Италия), с 1775 – Потсдам, с 1779 – Мюнхен (Германия). Музеи нередко призваны утвердить значимость, показать богатство того или иного правителя.

Увлечение коллекционированием произведений искусства породило новую услугу: агенты-антиквары стали отслеживать рынки антиквариата, информировать своих заказчиков о новинках и совершать покупки.

Публичный показ больших собраний живописи ставит вопрос об оптимальной организации экспозиций с тем, чтобы подчеркнуть эстетические достоинства произведений и облегчить посетителям восприятие и понимание искусства. В художественных собраниях музеев, в частных коллекциях начали группировать произведения по национальным школам с учетом хронологии их создания, проводить нумерацию работ, выпускать каталоги. Тем самым создавались условия расширения ассортимента, совершенствования качества музейных услуг, предоставляемых посетителям, доступ которых к художественным сокровищам под влиянием идей просветителей был значительно расширен.

Первыми публичными музеями в современном смысле слова – стали Британский музей в Лондоне (открыт в 1759), Лувр (с 1791 – собственность государства, открытый для народа с 1793 г.).

Новой функцией Лувра стало распространение знаний, поэтому его двери открылись для народа. Картины были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог.

В 19 в. происходит открытие национальных музеев в Европе: Прадо (1819, Испания), Национальная картинная галерея в Вашингтоне (1865), Национальная галерея в Лондоне (1824), Метрополитен–музей (1869, Нью-Йорк), Музей истории искусства (Вена, 1891).

В 19 в. возникает и успешно решается новая задача: создание специальных зданий для публичного показа музейных коллекций. Лео фон Кленце (1784-1864), немецкий архитектор спроектировал Глиптотеку и Старую Пинакотеку в Мюнхене, а в Петербурге построил Новый Эрмитаж (1839-1851). Карл Шинкель (1781-1841) построил Старый Музей в Берлине (1823-1830). Это были музеи нового типа, основанные на реализации конкретной музейной идеи.

Основными потребителями услуг музеев, говоря современным языком, были художники, научные работники – искусствоведы, антиквары и коллекционеры. Но и широкая публика все больше интересуется музеями, которые становятся более разнообразными по профилю. Наряду с искусствоведческими музеями возникают исторические, естественнонаучные, технические, сельскохозяйственные, литературные и т.д. Есть музеи мемориальные, краеведческие. Изменились и сами музеи. Теперь это комплексные научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение и реставрацию, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.

Музеи предоставляют широкий спектр услуг.

В Музее шоколада (Кельн, Германия) можно попробовать конфеты, изготовленные прямо на глазах у экскурсантов. В Музее вина (Париж) после осмотра подземных галерей для посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа.

В музеях занимаются школьники и студенты. Здесь организуются экскурсии и лектории, изготавливаются сувениры, печатная и иная информационная продукция: книги, альбомы, плакаты, открытки, выпускаются видеокассеты и СD-диски. Все крупные музеи имеют сайты в Internet. Музеи организуют временные выставки, проводят атрибуцию и реставрацию работ, организуют научные конференции. В музейных залах проходят спектакли и концерты.

Вывод. Общедоступные музеи наших дней – комплексные научные и художественные центры, удовлетворяющие разнообразные социокультурные потребности и выполняющие функции сохранения и трансляции культурного наследия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем социально-культурная роль хранилищ ценностей и коллекций античности?

Какие новые аспекты обнаруживается в личных собраниях и коллекциях людей Средневековой Европы?

Какие типичные черты музейного сервиса отчетливо прослеживаются в 17-18 вв.?

Что характеризует архитектуру музеев 19-нач.20 вв. в аспекте музейного сервиса?

Какие факторы способствуют обогащению и расширению спектра музейных услуг в наши дни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: