Социально-культурный сервис как новый тип культурных отношений

Социально-культурный сервис в рамках прикладной культурологии. Культурные отношения как характеристика взаимодействия человека и культуры. Роль социально-культурного сервиса в гуманизация культурных отношений.

Сравнительно недавно учреждения, предоставляющие культурные услуги, были ориентированы прежде всего на валовые показатели, на объем социально-культурных услуг. При этом изучение потребностей, запросов населения проводилось, но результаты изучения мало влияли на набор предлагаемых услуг. Не имея возможности выбора, люди оказывались, по сути, перед необходимостью использования возможностей весьма узкого «принудительного ассортимента» в сфере услуг, что было чревато дегуманизацией сознания и деятельности.

Появление понятия «социально-культурный сервис» отражает новый характер культурных отношений в современном обществе. Социально-культурный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и культуры, возникающий в процессе культурной деятельности и отражаемый прикладной культурологией.

Прикладная культурология – отрасль знания, ориентированная на практическое решение проблем сближения человека с культурой (социализация, инкультурация, самореализация личности в культурной деятельности), а также на регулирование деятельности учреждений культуры – субъектов социально-культурной деятельности (1, с. 56-57).

Социально-культурный сервис имеет сходные задачи, будучи функцией (направлением деятельности) различных социальных институтов – форм практической организации культурной жизни в ответ на социально-культурные потребности людей. Поэтому весь массив знаний, интегрируемый в рамках понятия «социально-культурный сервис», целесообразно рассматривать в рамках той части сервисологии, где она граничит с прикладной культурологией.

Именно пересечение прикладной культурологии и сервисологии ответственно за теоретические основы, за практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с культурой человека, удовлетворяющего свои социально-культурные потребности на основе платежеспособного спроса, за оптимизацию деятельности различных субъектов культуры и сервисной деятельности, предоставляющих социально-культурные услуги и формирующих культурные отношения.

Культурные отношения - сознательно-избирательные отношения, интериоризированный (переведенный из внешнего во внутреннее «я») опыт общения с культурой. Положительный или отрицательный опыт культурных отношений одноз­начно формирует соответствующую систему внутренних отношений личности к культуре. Они определяют характер культурных переживаний личности, особенности восприятия культуры человеком, характер поведенческих реак­ций на явления культуры.

Культурные отношения зависят как от многообразия возможностей, предлагаемых культурой, так и от развитости культурных потребностей человека, его включения в культурную деятельность.

Культурные отношения отражают духовную связь человека с культурой, основанную на интересе, сформированной потребности в контактах с ней, сопровождаемую чувством глубокого удовлетворения от общения с нею.

Таким образом, культурные отношения оказываются исключительно важ­ными для характера взаимодействий человека и культуры.

Культурные отношения в системе социально-культурного сервиса соотносимы с понятием культурной деятельности, так как они выступают как её продуктивный результат и вместе с тем пред­посылка к новым, более содержательным контактам с культурой. В процессе социально-культурного сервиса происходит культурное развитие человека на основе духовного "присвоения" богатств культуры, социально-значимого опыта, ценностей, отобранных и признанных обществом.

Включаясь в систему социально-культурного сервиса, человек свобод­но, на основе интереса выбирает интересующий его культурный объект, од­нако этот выбор возможен только при наличии платёжеспособности. Таким образом, культурные отношения устанавливают определённое динамическое равновесие культурного спроса и предложения. Опираясь на активность, инициативу членов конкретного социума, на их социально-культурные запро­сы, организаторы социально-культурного сервиса могут наиболее успешно реализовать культурные и экономические задачи.

Культурные отношения, будучи индивидуальными, обладают в сфере социально-культурного сервиса известной всеобщностью, обуслов­ленной обращением культуры к человеку в целом. Социально-культурный сервис выступает в современных условиях как фактор гуманизация общест­венных и, в частности, культурных отношений, как выражение права самоценной личности на выбор достойных условий социального существования и свободного культурного развития. Здесь гуманизация понимается как придание явлениям жизни общества гума­нистической ориентации, направленности на учёт возможностей и удовлет­ворение потребностей, на создание благоприятных условий жизнедеятель­ности человека (См.:2, с.11-12).

Гуманизация культурных отношений - это идея приоритета человечес­ких ценностей, человеческих потребностей над ценностями экономическими, технократическими. Гуманизация культу­рных отношений выступает как учёт позиций всех вовлечённых в сервисное взаимодействие, всех, кого объединяет сервисная ситуация. Прежде всего - это создатель, конструктор, продавец социально-культурной услуги и её потребитель. Их взаимовыгодное сотрудничество - частный случай современных социально-культурных отношений.

Система социально-культурного сервиса направлена, в конечном счёте, на распространение эталонов, идеалов, моделей, выработанных культурой, в возможно более широком человеческом контексте. Социально-культурный сервис обеспечивает создание условий саморазвития культуры и самосовершенствования человека.

Развитие социально-культурного сервиса не есть процесс неуправляемый, регулируемый лишь магией спроса и рубля. Регулирующее воздействие на рынок социально-культурных услуг оказывает государство, ориентируясь на правовые, национально-культурные, нравственные ценности и нормы.

В стране складывается система подготовки кадров, занятых в сфере организации социально-культурного сервиса. Это специалисты, осуществля­ющие регулирование культурных процессов, взаимодействующие с людьми и принимающие решения, имеющие социальные и культурные последствия. Важно, чтобы эти специалисты руководствовались определенными ценност­ными представлениями, позволяющими выбирать цели, соответствующие природе явления, его функциональному назначению.

Для организатора социально-культурного сервиса существенны не только сбыт социокультурных услуг, окупаемость, прибыль, информация об уровне привлекательности услуг или осведомленности о них различных групп населения. Для него важны ценностные ориентиры культурного роста, приоритетные цели культурного развития. Общественная роль организато­ра социально-культурного сервиса сегодня ощутимо возрастает, его деяте­льность наполняется гражданским и культурным смыслом.

Такой специалист способствует решению культурных проблем семьи, реги­ональных проблем культуры, активно участвует в блокировании и нейтрали­зации культурных последствий социально-экономических перемен и кризисов, в создании благоприятной среды для удовлетворения актуальных социально-культурных потребностей.

Такой подход может стать базой для осмысления существующего опыта, для принятия конкретных мер на основе изучения потребителей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб, 1999.

2. Краткий словарь по педагогике и образованию. – Екатеринбург, 1993.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем объективные причины возникновения понятия «социально-культурный сервис»?

Как культурные отношения характеризуют связь человека с культурой?

Почему социально-культурный сервис можно считать фактором гуманизации культурных отношений?

Какова возможность воздействия организатора социально-культурного сервиса на культурные отношения потребителя услуг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: