Свободное время: компоненты, особенности с точки зрения социально-культурногосервиса. Понятие «культура досуга». Возможности и функции досуга. Организация досуга как функция социально-культурногосервиса.
Свободное время – часть внерабочего (внеучебного) времени, не связанное с работой (учебой), бытовыми потребностями, удовлетворением физиологических потребностей. Свободное время – время досуга, вмещающее до 500 досуговых занятий.
Время труда и свободное время человека взаимно обусловлены, взаимосвязаны. Они равно необходимы человеку, дополняют друг друга в процессе человеческой жизнедеятельности. Труд (учеба) упражняют мускулы и ум человека, требуют усилий. Досуг предполагает свободный выбор занятий, переход от одного занятия к другому, отдых в сочетании с физической и умственной активности на положительном эмоциональном фоне. Проблемой является наиболее рациональное распределение времени на труд и досуг, оптимальный временной бюджет.
Временной бюджет человека в наши дни зависит от многих факторов:
· возраста, пола, состояния здоровья;
· потребностей и мотивации деятельности;
· ценностных ориентаций;
· уровня доходов;
· технической оснащенности быта;
· досуговой культуры людей;
· структуры услуг предлагаемых для организации досуга.
Временной бюджет социальных групп и отдельных индивидуумов – в основе организации социально-культурного сервиса и туризма.
Свободное время – время свободной активной жизнедеятельности человека, время свободного выбора занятий, реализации глубинных человеческих потенций.
Досуг может быть временем получения образовательных услуг, познания мира (услуги туризма), товарищеского и семейного общения (клубные услуги), временем свободной игры физических и интеллектуальных сил (услуги культуры, физкультуры и спорта).
В современных условиях свободное время:
неравномерно распределяется меду разными социальными и демографическими группами;
осваивается недостаточно разнообразно;
«творческая мощь» свободного времени не используется в полной мере;
понимается узко прагматически (возможность извлечения материальной выгоды);
нередко реализуется на основе низкой культуры досуга.
Культура досуга представляет собой интегративную характеристику качества использования свободного времени человеком, которая предполагает такие ее неотъемлемые компоненты как устойчивые культурные привычки, культурное потребление и культурное развитие.
Устойчивые культурные привычки включают умение ценить и экономить время, информированность, систематическое общение с природой и занятия спортом, культурное общение в семье.
Культурное потребление предполагает систематическое использование достижений общества в сфере культуры для удовлетворения социально-культурных потребностей.
Использование свободного времени для культурного развития имеет целью совершенствование способностей, обретение культурно-художественных и досуговых навыков и умений, реализацию талантов.
Таким образом, очевидно, что культура досуга формируется, развивается, воспитывается. Это результат воздействия социальной среды, работы человека над собой, но и результат деятельности организаторов социально-культурного сервиса, которые осознают общественные тенденции и умеют воплотить их в своей социально-культурной деятельности, в предлагаемых ими социально-культурных услугах.
Досуг обеспечивает человеку:
- отдых и движение (восстановление физических сил, снятие усталости, стрессов, расслабление);
- развлечение (преодоление однообразия жизни за счет смены впечатлений);
- просвещение (приобщение к культуре, к знанию на основе духовных способностей, разума с целью обогащения эрудиции, расширения кругозора, овладения полезными навыками, умениями);
- творчество (самоценная и самоцельная деятельность по созданию нового, по осуществлению задуманного по-новому);
- созерцание (общение с природой и миром как урок гармонии, уединенный досуг – самосозерцание);
- праздник (синтетическое явление, обладающее всеобщностью и воплощающее идеал праздничности, веселья, оптимизма, жизнелюбия).
Эти функции досуга учитывает и реализует в социально-культурных услугах специалист - организатор социально-культурного сервиса.
Во всем мире создана и постоянно совершенствуется индустрия досуга: зрелищные и спортивные учреждения, комплексы активного отдыха и развлечений на основе достижений НТР, обеспечивающие социально-культурный сервис. Во всех этих учреждениях работают специалисты по сервису и туризму, реализующие в своей деятельности функциональные ценности досуга.
В современных условиях досуг людей оказывается сферой экономики, поскольку социально-культурные услуги выступают как своеобразный по форме и назначению товар. Поэтому важно, к примеру, не просто «занять время» игровыми автоматами или «посадить на иглу» компьютерных игр с целью получения прибыли. Организатор социально-культурного сервиса призваны противостоять миру «чистогана». На основе достижений НТР должны предоставляться услуги широкого спектра, дающие возможность развития личностных сил человека и интеллектуального развития.
Досуг современного человека как индивидуальное время, которым он располагает по своему усмотрению, внутренне противоречив. В свободное время человек стремиться выйти, вырваться из установленного порядка, не допускает никакой внешней регламентации, остро и болезненно реагирует на любые притязания такого рода, и в то же время человек по собственному желанию, добровольно использует в рамках досуга социально-культурные услуги на экономической основе. Личное время человека – его досуг сказывается социально, культурно и экономически значимым, став временем потребления социально-культурных услуг, временем социально-культурного сервиса.
Социально-культурный сервис – одно из средств управления свободным временем, его организации. Организация свободного времени – это поддержание оптимального ритма жизни, временного режима, жизнедеятельности человека, повышение доли «высоких» занятий в досуге.
Предлагая и реализуя социально-культурные услуги, мы изменяем режим, соотношение занятий, перестраиваем временной бюджет человека.
Задача организатора социально-культурного сервиса – рационализация использования свободного времени в процессе предоставления социально-культурных услуг путем:
предвидения и планирования на основе актуальных потребностей личностей и социальных групп;
учета ценности и качества использования времени;
экономии времени путем координации усилий, своевременным и полным информированием потребителей социально-культурных услуг.
Вывод: Организатор социально-культурного сервиса предоставляет социально-культурные услуги с учетом особенностей и функций свободного времени и повышает культуру досуга потребителей услуг.