Актуальность темы исследования определяется необходимостью активизации и повышения социально-экономической продуктивности инновационной деятельности в условиях выхода Приднестровья на новый уровень развития. Управление этими процессами требует включения всех организационных ресурсов и прежде всего - социального, направленного на формирование инновационного настроя коллективов предприятий и учреждений, а также повышения вклада их деятельности в социальную сферу жизнедеятельности людей. Развитие инновационных процессов оказывает существенное влияние на всю сопряженную с ними социальную инфраструктуру: меняются стили управления, организационные модели взаимодействия, требования к характеру и культуре труда, материальная и моральная мотивация персонала, социальный микроклимат и так далее.
Проблема исследования. Противоречие между объективной необходимостью в организационных инновациях повышающих эффективность, наличием социально – психологических барьеров в коллективе на пути их практических реализаций.
Объект исследования. Коллектив АОЗТ «Тиротекс».
Предмет исследования. Общественное мнение коллектива АОЗТ «Тиротекс» об организационных инновациях
Цель исследования. Изучить условия и факторы, влияющие на оценку организационных изменений в общественном мнении коллектива АОЗТ «Тиротекс».
Задачи исследования.
- Провести кластерный анализ по типам отношения к инновациям (типичный сторонник и типичный противник нововведений).
- Изучить причины сопротивления и одобрения внедрения инноваций в организации.
- Определить факторы, воздействующие на инновационную деятельность предприятия.
- Выявить каналы поступления информации об организационных инновациях на предприятии.
- Изучить ценности и нормы организационной культуры при инновационных изменениях на предприятии.
- Разработать рекомендации по совершенствованию управления инновациями в организации.
Основная гипотеза. Если в результате исследования выявятся типичные группы работников, различающихся по характеру ожиданий в сфере инновационной деятельности, то разработка и осуществление соответственно дифференцированных программ мотивации и обучения может способствовать улучшению и отношения к инновациям.
Рабочие гипотезы.
Если характер труда оказывает влияния на восприятие нововведений, то необходима разработка специальных для отдельных категорий работников программ подготовки к инновациям.
Если степень удовлетворенности трудом и производственной ситуации влияет на восприятие инноваций, то необходимо их увязывать с перспективами повышения удовлетворенности (устранения причин неудовлетворенности).
Чем выше степень совпадения ожиданий работников с целями инноваций, тем выше уровень поддержки их коллективом.
Если стаж работы является существенным фактором восприятия нововведений, то должна обнаруживаться его корреляция с отношением к инновациям.
Интерпретация понятий.
Для осмысления проблематики необходимо определить значение и смысл следующих понятий:
Активное сопротивление – форма открытого выступления против перестройки (например, в виде забастовки, явного уклонения от внедрения новшеств).
Внедрение - первое появление на рынке нового продукта, услуги или доведение до проектной мощности новой технологии.
Внешнее окружение организации — совокупность физических, социальных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации.
Внешние факторы выбора инновационной стратегии – разнообразные параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы влияния фирмы, а именно: уровень конкурентоспособности других фирм; государственная политика.
Изменение — это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому.
Изменение культурное — процесс проявления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества.
Изменение социальное — процесс проявления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений.
Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением.
Инновационный процесс — получение и коммерциализация изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Инновация — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Искусственные изменения — изменения, осуществляемые сознательно, целенаправленно, в ходе которых меняются статус организации, ее структурные компоненты с целью адаптации организации к внешней среде, укрепления властных основ управления, интеграции отдельных структурных единиц.
Культурное изменение — переход любого культурного образца (ценности или социальной нормы) из одного состояния в другое.
Мотивация — 1) сила, побуждающая индивида к действию; 2) процесс формирования силы, побуждающей к действию.
Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Непланируемые, естественные изменения — изменения, появляющиеся без заранее поставленной цели, достаточно спонтанно.
Нововведение — целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.
Организация — социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур на основе разделения труда.
Пассивное сопротивление - форма более или менее скрытого неприятия перемен, выражающегося в виде снижения производительности или желания перейти на другую работу.
Социальные инновации – введение новых элементов в социальную систему и её функционирование; один из способов приспособления индивидов к новым социокультурным реалиям, выражающийся в принятии целей общества, но в отказе от институциональных, одобряемых средств их достижения.
Социальное изменение — переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, а та в поведении членов общества.
Социальные ценности – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества; нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами человеческого сознания.
Стимулы – осмысленные побуждения, вызванные воздействием объективных факторов.
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.