Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.
Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.
Правообразование – относительно длительный процесс формирования и оформления правовой нормы.
Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).
На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).
III стадия – разработка и принятие правовой нормы.
Последний этап правообразования и есть правотворчество.
Правотворчество – это организационно оформленная функция государственных органов (в случае референдума – всего народа) по изданию, переработке и отмене нормативно-правового акта.
Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.
|
|
Черты правотворчества:
1) оно представляет собой функцию активную, творческую, государственную;
2) основная продукция – правовые нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативно-правовом акте;
3) это важнейшее средство управления обществом. Здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
4) уровень и культура правотворчества, а значит и качества принимаемых нормативно-правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.
Принципы правотворчества:
1) научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества);
2) профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и т.д.);
3) законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов);
4) демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
5) гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
Виды правотворчества в зависимости от субъектов:
|
|
1) непосредственное правотворчество народа в процессе референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество компетентных государственных органов (принятие закона Федеральным Собранием РФ);
3) правотворчество должностных лиц (издание указа Президентом);
4) правотворчество органов самоуправления (распоряжение мэра г. Н.Новгорода).
В процессе правотворчества реализуются следующие функции:
1) обновление законодательства, то есть принятие нормативно-правового акта;
2) устранение (отмена) устаревших норм права;
3) устранение пробелов в праве.
Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования законодательства.