Прочитайте текст и выполните задания 20-25. (1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то

(1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то... (2)Словно откроешь ут­ром плотные шторы — и свет ворвётся в дом.

(3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами хо­дили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание та­кое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (б)Оказывается, это какая-то девчонка ме­ня окликала.

(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.

(9)Мой отец сказал:

- Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!

(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость непри­личной. (13)Хотя, конечно, и приятно...

-(14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.

(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет соч­ная изумрудная листва... (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.

(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством... (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.

(21)Таня расцветала. (22)Болыыие, ясные глаза её сияли драгоцен­ным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка — очень ми­лая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая...

(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления...

(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчо­нок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами — и поте­рял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важ­ные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт... (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с однокласс­никами, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.

(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревь­ях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на ли­стьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал...

(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.

(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (З5)Однажды учи­тельница нам сказала на классном часе:

- А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимна­стике...

(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить ме­жду рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё все­гда была прекрасной...

(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глаза­ми. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.

(41)Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.

(42)Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие пес­ни относятся очень лично к каждому:

Хоть та земля теплей,

А родина милей,

Милей — запомни, журавлёнок, это слово!

(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке? (По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский про­заик, арт-критик, художник, культуролог.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1.В детстве рассказчик не почувствовал при встрече с Таней такой же радости, какую испытала она.

2.Детская встреча с Таней оставила в душе рассказчика яркое вос­поминание.

3.Стеснительность не позволила рассказчику установить с Таней дружеские отношения.

4.Рассказчику казалось, что на классном часе Таня исполняла пес­ню лично для него.

5.Слова песни, которую исполняла Таня, написал И.Д. Шаферан.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1.В предложениях 1-2 содержится повествование.

2.Предложения 10-12 содержат рассуждение.

3.Предложения 15-16 включают описание.

4.В предложениях 22-23 представлено описание.

5.В предложениях 35-36 представлено рассуждение.

22.Из предложений 39-41 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыду­щим с помощью союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Описывая одно из самых ярких воспоминаний детства, автор ис­пользует изобразительно-выразительные средства — тропы: (А)____(«пронзительный, яркий крик» в предложении 5, «сочная изумрудная листва» в предложении 15), (Б)_____(«живёт в душе... воспоминание», «горит... ли­ства» в предложении 15) и (В)____(«словно взлетает» в предложении 16). Автор старается наиболее полно воссоздать неза­бываемый образ девочки, оставшийся в его памяти, и с этой целью использует синтаксическое средство — (Г)____ (например, в предложениях 25, 36, 38)».

Список терминов.

1. парцелляция

2. метафоры

3. ряды однородных членов предложения

4. разговорная лексика

5. лексический повтор

6. диалог

7. восклицательные предложения

 

8. эпитеты

9. сравнение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: