Вопрос 16. Строевые упражнения

Строевые упражнения являются средством воспитания у за­нимающихся дисциплинированности, организованности, форми­рования правильной и красивой осанки, походки, навыков кол­лективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.

Для пользования строе­выми упражнениями введены ос­новные понятия о строе.

Строй. Фланг. Для пользования строе­выми упражнениями введены ос­новные понятия о строе. Строй. Фланг — правая и левая оконеч­ности строя. Фронт — сторона строя, в кото­рую учащиеся обращены лицом. Интервал. Дистанция. Направляющий. Замыкающий. Шеренга. Колонна.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строевые приемы выполняются по следующим командам. «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Отставить!» «Разойдись!» Расчет группы. Повороты на месте и в движении.

Виды построения и перестроения. Построение. Построение в шеренгу. Построение в колонну

Перестроение. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Перестроение из одной шеренги в три. Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Для передвижения занимающихся в ходе занятий могут быть использованы следующие способы ходьбы: Строевой шаг. Походный шаг. Различные способы ходьбы — на носках, на пятках, приставными шагами, в полуприседе и приседе, выпадами. На учебных занятиях по гимнастике применяются так же: Обход. Диагональ. Противоход. Змейка. Круг. Петля по форме может быть открытой и закрытой.

Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя.

Размыкание — действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три. Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К се­редине (влево, вправо) приставными шагами сомкнись.

Методика. При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от уча­щихся строго регламентированных двигательных действий. Напри­мер, по команде «Равняйсь!» учащиеся в соответствии с требова­ниями строевого устава Вооруженных Сил РФ должны выполнить комплекс двигательных действий: выровняться по носкам ног, встать в строевую стойку, повернуть голову направо, чтобы ви­деть грудь четвертого человека, считая себя первым.

Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом воз­растных особенностей учащихся. В младших классах их показ соче­тается с обучением «по разделениям», например: повороты на ме­сте изучаются «переступанием»; при изучении ходьбы сначала от-

рабатываются движения руками (при ходьбе на месте), затем по­становка ног (с фиксированным положением рук). При разучива­нии и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способы постановки ног, положение головы, туловища.

Вопрос 29. Значение прикладных упражнений. В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упраж­нения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в мета­нии и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, пре­одолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной харак­тер заключается в том, что многие из них находят применение в повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и воен­ной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстро­ту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др.

Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое коли­чество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шага­ми; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согну­той ноги; е) выпадами. Бег — более динамичное упражнение. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сто­рону и др.

При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правиль­ную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты нару­жу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталки­вании участвовали мышцы всех пальцев стопы.

Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно стал­кивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществ­ляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных си­стем. К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обыч­ной на двух ногах до самой необычной на одном колене; поворо­ты, наклоны, приседания с различными положениями рук и го­ловы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высо­кого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот. Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упо­рах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напря­жениям, ловкости и координации движений; с их помощью вос­питывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являют­ся гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы. Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать пре­пятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, под­брасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование. Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средни­ми, большими, набивными), гимнастическими палками, обруча­ми. Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с раз­личными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для раз­вития быстроты, ловкости, силы, выносливости.

Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья. г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны); е) пере­ползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине.

Вопрос 20. Характиристика и значение вольных упражнений. Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п.

Вольные упражнения быть: Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

Спортивные вольные упражнения. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.

Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортив­ным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, под­вижности в суставах, выносливости, повышению функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сен­сорных систем. Последнее выражается в том, что занимающие­ся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, вели­чина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши­рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

Обучение вольным упражнениям проводится как в подготови­тельной, так и в основной части урока.В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. Например, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполня­ются выставления ног с теми же движениями рук. Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направле­ниях, для чего применяются повороты и перестроения.

В подготовительной части чаще всего используется фронталь­ный метод. Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вна­чале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их вы­полнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличи­ваются, повышаются требования к точности. В основной части урока разучиваются более сложные элемен­ты: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, поворо­ты, перемахи и т. п. Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока уча­щиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробати­ческая дорожка, мостик, лонжи (страховочные пояса), пороло­новая яма и другие снаряды и приспособления. В названии вольных упражнений указывается, для кого оно предназначено, например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении. При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра. Вольные упражнения записываются в построчной форме в со­ответствии со структурой музыкального произведения — как пра­вило, по «восьмеркам». Начало каждой «восьмерки» обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет записывается арабскими цифрами, и каждая новая «восьмерка» начинается с 1-го счета, например:

И. п. — о. с. в левом нижнем углу (рис. 99, а):

I. 1 — выпад правой, руки в стороны; 2 — вставая на правой, круг руками кверху и мах левой вперед; 3—4 — шагом левой кувырок вперед прыжком; 1,0 5—7 — толчком двух ног стойка на голове — держать; 2,0 8 — упор присев; II. 7 — темповой подскок; 2—3 — переворот боком вправо; 1,5; 4 — приставить левую и т.д. Движения, выполняемые между основными счетами и требу­ющие отдельного описания, записываются на дополнительный счет,обозначаемый буквой «и» (в кавычках), например: 1 — выпад правой влево, левую руку вперед, правую — в сто­рону;«и» — встать, мах левой в сторону, руки в стороны; 2 — выпад левой вправо, правую руку вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: