Глава 3 это событие, которое потенциально интересно внешней общественности

ТЕХНОЛОГИИ «СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ» В РАБОТЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Всем правит случай.

Знать бы еще, кто правит случаем.

Технология «событийной коммуникации» — это целе­направленное планирование, организация и проведение ме­роприятия с привлечением представителей целевой ауди­тории и средств массовой информации с целью решения задач, стоящих перед пресс-службой.

Термин «событийная коммуникация» очень тесно взаи­мосвязан с понятием «информационный повод». Информа­ционный поводэто событие, которое потенциально интересно внешней общественности. Оно может единож­ды либо многократно интерпретироваться в СМИ, слу­жить причиной общественной дискуссии и через это влиять на массовые представления об определенном предмете. Под понятие событийной коммуникации подпадает значитель­ный сегмент деятельности пресс-службы, в результате которой создается информационный повод и в дальнейшем входит в активную стадию с участием представителей СМИ.

Чтобы событие служило целям пресс-службы, оно долж­но непосредственно затрагивать интересы целевой ауди­тории либо иметь неожиданный, небанальный характер. Например, информация о том, что дерево упало на авто­мобиль, не является новой (это периодически случается), а сообщение о том, что автомобиль упал на дерево, явля­ется новостью, привлекающей общественное внимание. И задачи пресс-службы входит создание таких условий, чтобы большинство событий, организованных с ее помо­щью, становилось информационным поводом, то есть привлекало внимание целевой аудитории.


При работе с информационными поводами необходимо учитывать тот факт, что события, имеющие большое зна­чение для внутренней жизни организации (например, речь руководителя компании на собрании акционеров), часто не представляют никакого интереса для внешней обще­ственности. В этом случае пресс-служба должна крити­чески оценивать информацию и делать основную ставку именно на те ситуации, которые наиболее перспективны в плане медийной раскрутки. Событие не обязательно должно обладать реальной общественной значимостью, главное, чтобы оно посредством работы СМИ вызвало не­обходимый интерес у целевой аудитории. Специалисты в области связей с общественностью сходятся на мнении, что 80% процентов информационных поводов можно обрабо­тать и подать таким образом, что сообщение привлечет внимание той группы, на которую преимущественно ори­ентирована активность пресс-службы.

За исключением тех случаев, когда организация уже является объектом пристального внимания СМИ, на пресс-службу возлагается обязанность количественного и каче­ственного увеличения присутствия сообщений, исходящих от организации в информационном пространстве. Поэтому не стоит «плыть по течению» и ориентироваться исключи­тельно на события естественного характера, которые про­исходят в плановом режиме в ходе текущей работы. Необ­ходимо последовательно формировать информационное поле и наиболее эффективный метод достижения этой цели — применение технологии событийной коммуникации. Закреп­ление данного функционала за конкретным подразделением решается применительно к каждой организации в отдель­ности. Однако далее мы будем рассматривать именно пресс-службу в качестве основного субъекта реализации направ­ления «событийная коммуникация».

Большинство российских исследователей (Алешина И.В., Лебедева Т.Ю., Чумиков А.Н. и другие1) склонны ограничи-

1 Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетоло­гов., М.: «Тандем», изд-во Гном-Пресс, 1997; Лебедева Т.Ю. Паб­лик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Мо­дели, системы ценностей, канал СМК. — М.: изд-во МГУ, 1999; Чумиков А. Н., Бочаров М.П., Связи с общественностью. Теория и практика. — М.: Дело АНХ, 2008.


цать арсенал возможных событий так называемыми «спе­циальными мероприятиями» (special events), к которым, к первую очередь, относят выставки, пресс-конференции, праздники и благотворительные акции. Следует отметить, что организация «специальных» событий приобрела статус самостоятельного метода PR в рамках деятельности ком­мерческих структур и только потом была перенесена на другие сферы общественной жизни. Сегодня событийный менеджмент является отдельным направлением public relations.

На наш взгляд, перечень специально организованных мероприятий событийной коммуникации является доста­точно широким, так как к ним относятся и умышленно спровоцированные судебные разбирательства, и распро­странение компрометирующих материалов (защита от них),.1 также многое другое. В принципе, список возможных •специальных» событий неисчерпаем.

Приведем примеры того, что подразумевается под событийной коммуникацией:

♦ проведение пресс-конференции;

♦ брифинги, пресс-туры, саммиты, «круглые столы» с участием представителей СМИ;

♦ организация интерактивного сбора подписей в под­держку инициативы организации;

♦ проведение праздничных мероприятий, ярмарок,
выставок и благотворительных акций;

♦ создание проекта, объединяющего потребителей про­дукции организации в единую виртуальную сеть;

♦ учреждение премии (стипендии) за лучший вариант
корпоративной эмблемы или девиза и т.д.

В приведенном выше списке мы обозначили лишь небольшой перечень того, что может включать в себя пере­чень мероприятий событийной коммуникации. Ориентируясь на собственные мощности, пресс-служба может реализовывать эти и многие другие проекты. При этом необ­ходимо помнить, что любая PR-деятельность так или иначе сводится к организации взаимоотношений, со СМИ, поэтому мероприятия, ориентированные на журналистов,


занимают особое (если не сказать центральное) место в рамках работы пресс-службы. Обязательное условие со­бытийной коммуникации — это наличие тех лиц, кто в дальнейшем будет рассказывать общественности, что про­изошло.

Для удобства можно выделить три базовых категории классических мероприятий событийной коммуникации:

♦ рабочие мероприятия, ориентированные на обмен
информацией и удовлетворение потребности участ­ников в новых знаниях (семинары, конференции и т.д.);

♦ информативные мероприятия, реализующие точно
определенную задачу передачи информации, кото­рая, к примеру, может быть «упакована» в интерес­ную программу, для достижения более высокой ак­тивности и восприимчивости целевой группы (пресс-туры и т.д.);

♦ мероприятия, ориентированные на организацию до­суга определенной аудитории с целью оказания силь­ного эмоционального воздействия (концерты и т.д.).

По большому счету, любое событие можно отнести к одной из перечисленных категорий, так как данная класси­фикация является предельно общей. В конце главы мы рассмотрим специфику наиболее часто применяемых ви­дов специальных событий.

Любое событие включает в себя определенный ряд со­ставляющих. К ним относятся:

♦ время и место;

♦ участники;

♦ средство действия;

♦ запланированный эффект.

Все элементы события сугубо взаимосвязаны, так как выбор места, времени и круга участников зависит от по­ставленных целей и непосредственно влияет на эффектив­ность. Например, скандальное заявление, сделанное нака­нуне подписания крупного контракта, благодаря эффекту неожиданности, может принести к тому, что запланиро­ванное событие не состоится или будет отложено. Под «средством действия» в структуре события мы подразу­меваем его типовую принадлежность («круглый стол», бла-


готворительный бал, инспекционная поездка и т.п.), кото­рая также определяется, исходя из целей организации. Ре­зультатом события является его влияние на ситуацию, для корректировки которой оно было осуществлено. Со­трудникам пресс-службы необходимо учитывать, что, в среднем, крупное событие, получившее освещение в СМИ, остается фактом массового сознания 3—4 дня, если не продолжать развитие заданной темы с помощью других сообщений.

В рамках системы общественных связей возможна сле­дующая классификация событий:

♦ по принадлежности (свои/чужие);

♦ по продолжительности (один или несколько этапов);

♦ по целевой аудитории (ориентация на одну, две или
несколько групп).

Вне зависимости от принадлежности к определенной категории практически каждое событие способно стать эффективным инструментом PR, если предварительно правильно диагностировать общую ситуацию и применить творческий подход.

Например, Центр общественных связей ФСИН РФ 2-3 раза в год принимает участие в реализации масштабно­го проекта, привлекающего значительное внимание жур­налистов и различных целевых групп среди населения. Пер­вым из них был многосерийный фильм Алексея Набутова Русская тюрьма. Вчера. Сегодня». Потом было выпущено четыре книги, это «Владимирский централ», «Екатеринбургский централ», «Бутырка» и «Кресты» (2008 г.).

Акция, которую Центр общественных связей ФСИН Р Ф, готовил два года — это художественный фильм «Ка­никулы строгого режима» (2009 г., https://www.kanikuly-filrn.ru/). Начальник Центра общественных связей ФСИН РФ Валерий Зайцев выступал в процессе его создания как эксперт, консультант и критик. Это не первый кинопроект, подготовленный при участии специалистов данной федеральной службы, за последнее время они участвовали в создании фильма «Утомленные солнцем-2», «Девочка»,

10 заповедей» (ТВЦ).



Таким образом, применение технологии событийной коммуникации позволяет решать самый широкий спектр внешних задач:

♦ увеличение индекса цитируемости1 организации в
СМИ;

♦ привлечение внимания общественности к деятельно­сти организации и тем проектам, которые она реа­лизует;

♦ активизация общественной дискуссии по поводу су­ществующих проблем;

♦ развитие бренда организации за счет распростране­ния имиджевой продукции (календари, блокноты, буклеты, ручки и т.д.) во время проведения данного
мероприятия;

♦ установление контактов с представителями СМИ,
экспертного сообщества, потенциальными партнера­
ми, сотрудниками органов государственной власти и
управления, лицами, принимающими решения, VIP-
персонами и т.д.;

♦ очень мощный способ ведения конкурентной борьбы,
демонстрирующий потенциал организации;

♦ использование полученных текстовых, фото- и ви­деоматериалов в дальнейшей презентационной дея­тельности, например, для создания пресс-службой фильма о деятельности организации.

Однако выгоды, которые можно извлечь из данной ра­боты, этим не ограничиваются. Значительное позитивное влияние данные мероприятия оказывают и на достиже­ние внутренних целей организации, таких как:

♦ повышение профессионализма сотрудников пресс-
службы;


1 Индекс цитируемости — принятая в научном мире мера «значи­мости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса цитируе­мости определяется количеством ссылок на этот труд (или фа­милию) в других источниках. Однако для действительно точно­го определения значимости научных трудов важно не только количество ссылок на них, но и качество этих ссылок. Адрес публикации в сети Интернет: https://www.seovsem.ru/. Анало­гичная методика оценки применима и к организациям.


укрепление корпоративной культуры и командного
духа пресс-службы и всей организации;

♦ использование текстовых, фото- и видеоматериалов для публикации во внутренних СМИ (корпоративная газета, Интернет, стенгазета и т.д.);

- оценка журналистского сообщества на предмет того, кто стремится к взаимодействию с организацией, а кто нет и по каким причинам;

♦ возможность для наглядного отчета пресс-службы
перед руководством о проделанной работе.

Постановка конкретной задачи по подготовке события в итоге зависит от специфики и сферы деятельности орга­низации, а также от стартовых условий (исходный уровень известности, ресурсная база и т.д.).

Любое эффективное событие основано на использовании одного или нескольких из приведенных ниже механизмов:

1) создание или разрешение противоречия;

2) опережающее информирование целевой аудитории;
15) маскировка реально совершаемых действий;

4) захват стратегической инициативы;

5) провокация конкурента на ошибочные действия;

() использование чужих ресурсов (авторитета, полно­мочий и т.п.);

7) выявление или активизация скрытых или утерян­ных ресурсов.

Перечисленные принципы выработаны на основе тео­рии решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая предлагает различные методы решения проблем, требую­щих креативного подхода. Безусловно, представленный список может быть расширен и дополнен, так как его формат зависит от задач работы конкретной пресс-службы.

Перечислим факторы, которые оказывают основное влияние на принятие решения о форме использования технологии событийной коммуникации:

I. Уровень известности организации и ее общий имидж.

В случае, если организации требуется повышение уровня ее известности, технология событийной коммуникации может обеспечить это при минимальных материальных затратах (это положение относится не ко всем видам мероприятий).


Качественная организация событий также позволит изме­нить имидж организации в лучшую сторону, добавив в него новые черты и качества, провести легкий фейслифтинг1 организации, то есть минимизировать влияние на общественное мнение негативных сторон имиджа организации и, напротив, актуализировать ее сильные черты.

2. Внешняя конъюнктура.

На принятие решения об использовании технологии со­бытийной коммуникации существенное влияние оказыва­ют внешние условия, складывающиеся на данный момент, в которых находится организация, например, такие как активность конкурентов, произошедшие непредвиденные обстоятельства (форс-мажор), взаимоотношения с другими субъектами, общая обстановка — вплоть до времени года.

Последний фактор оказывает значительное влияние на планирование мероприятий. Вызвано это тем, что в зави­симости от типа события существует более и менее удоб­ное время для его организации (например, научную кон­ференцию не стоит проводить в конце учебного года, ког­да большинство преподавателей ВУЗов заняты приемом экзаменов). Следует учитывать и традиционные периоды спада информационной и деловой активности. В случае, если мы запланируем акцию на декабрь-январь, май или август, велик риск того, что пресс-служба получит меньший PR-эффект, нежели если проведет мероприятие в другие месяцы, так как в период длительных праздников или в сезон отпусков количество активных потребителей информации заметно снижается.

Так же внимательно следует относиться и к выбору дня недели для проведения мероприятия. Наиболее удоб­ными считаются вторник и среда, так как в этом слу­чае информационный повод будет работать максималь­но возможное время. Если акция состоится в понедельник, то журналисты уделят ей мало внимания, так как в этот день происходит много важных событий, касающихся ор­ганов государственной власти и управления федерального

1 Фейслифтинг — профессиональный термин, обозначающий лег­кий ребрендинг (на уровне значимых деталей образа).


и регионального уровня, поэтому основное внимание бу­дет уделено им. Сообщения о том, что случилось в чет­верг, на страницы газет могут выйти в пятницу, то есть в день, когда многие уже готовятся к выходным и заняты будничными делами. Если событие состоится в пятницу, то о нем вообще мало кто узнает, так как в выходные лишь малая доля населения следит за новостями и, тем более, информационными лентами, а в понедельник следующей Недели эта информация может быть уже устаревшей. И свою очередь, многие СМИ не смогут сослаться на эту новость, так как для выпусков в понедельник уже накопи­лось много других важных сообщений и материалов. К тому КС существует негласное правило, что региональная пресса м понедельник не выходит, и это заставляет газеты «забывать» о том, что случилось в пятницу. Таким образом, наиболее удачными днями недели является среда и, в особенности, вторник, так как в этом случае у пресс-службы появляются максимальные возможности сделать так, чтобы наибольшее число СМИ осветило новость, охват аудитории был шире, а эффективность мероприятия оказалась больше.

3. Наличие необходимых ресурсов у пресс-службы.

Применение технологий событийной коммуникации может ограничиваться отсутствием необходимых ресурсов для того, таких как специально оборудованное помещение для брифингов и пресс-конференций, оборудование для тиражирования необходимых полиграфических материалов. В случае, если пресс-служба обладает всем необходимым, она должна стремиться проводить информационные ме­роприятия на своих площадях.

Стоит подчеркнуть, что подобная работа может быть (и только заранее спланированной, но и приуроченной к каким-либо неожиданно совершившимся событиям (ком­ментарии должностных лиц по поводу работы организации, открывшиеся общественности факты, сюжеты журналистов, имеющие негативную окраску и т.д.). Поэтому особенно актуально, чтобы пресс-служба обладала всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы оперативно дать ответ на любой вызов внешней среды.


На практике часто встречаются ситуации, когда пресс-служба одной организации обращается за помощью к дру­гой из-за недостатка собственных ресурсов (оборудованный пресс-центр, технические возможности). В этом случае можно заключить взаимовыгодные договоренности и по­лучить определенные блага (например, расширить соб­ственную контактную базу лояльных журналистов в обмен на появление на мероприятии дополнительного участника от «принимающей стороны»).

4. Наличие соответствующего опыта у сотрудников пресс-службы.

Безусловно, не любое мероприятие дает по итогам положительные результаты. Велик шанс того, что недо­статки работы пресс-службы могут повлечь за собой сни­жение уровня доверия журналистов и представителей дру­гих целевых групп к представляемой ею организации. Орга­низация событий — не простая работа и требует наличия определенного опыта проведения подобных мероприятий, как у главы подразделения, так и у остальных сотрудни­ков. Вместе с тем, не стоит бояться пробовать, так как качественное применение этой технологии дает оптималь­ное соотношение по шкале «затраты-результаты». Прак­тика свидетельствует, что реализовывать технологию со­бытийной коммуникации могут всего лишь несколько со­трудников пресс-службы.

Безусловно, многое зависит от того, как часто от пресс-службы требуется проведение мероприятий. Во многих государственных учреждениях эта работа осуществляется на постоянной основе и в больших объемах, поэтому тех­нология достаточно отработана и за этим блоком может быть закреплено минимальное число ответственных лиц. Спецификой пресс-служб государственных учреждений является то, что многие мероприятия заранее планиру­ются и предлагаются другими подразделениями, поэто­му пресс-службе отводится скорее организационная роль. Что касается пресс-служб частных организаций, то им приходится чаще сталкиваться с тем, что необходимо са­мим создавать план событийной коммуникации, а здесь требуется более творческий подход. Естественно, органи-




зации, не обладающей широко известным именем («брен­дом-паровозом») или высоким статусом, сложнее провести мероприятие и привлечь к нему внимание журналистов и общественности. Поэтому от сотрудников ее пресс-службы требуется еще больший профессионализм и опыт. Можно выделить три основных категории поводов, ко­торыми обусловлено применение технологий событий­ной коммуникации:

1) событийная коммуникация, ориентированная на ка­кой-либо исторический повод или приуроченная к определенному важному для организации событию;

2) событийная коммуникация, ориентированная на
укрепление имиджа организации и ее позициониро­вание в социальном пространстве;

3) событийная коммуникация, ориентированная на бренд
и нацеленная на его эмоциональное позиционирова­ние и долгосрочное удержание потребителя в мире
переживаний.

Работа по каждому направлению подразумевает реа­нимацию цикла целевых мероприятий, сопровождаемых использованием различных инструментов PR. При этом событие всегда остается центральным компонентом этой сис темы.

Для качественного проведения мероприятия группе орговиков и главе пресс-службы необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:

1. Определиться с названием мероприятия, которое могут быть приурочено к какому-либо событию (например, презентация нового проекта), памятной дате (например,(10-летие Государственной Думы РФ), или быть плановым (например, отчет о деятельности за 1 квартал этого года).

2. Выбрать цели и задачи проводимого мероприятия, а равно и систему критериев оценки качества проводимой работы. Главе пресс-службы необходимо самому себе от­омстить на вопрос: «Какого результата следует ждать от проведенного мероприятия?».

3. Определить перечень СМИ и пул журналистов, приглашенных на мероприятие. При формировании данного


списка необходимо исходить из того, кого можно пригла­сить реально и кого из представителей СМИ хотелось бы пригласить.

4. Осуществить контакты с журналистами и их непо­средственным начальством (редакциями), с целью получе­ния согласия на участие в мероприятии. В большинстве случаев, когда с журналистом пресс-служба до этого не сотрудничала, необходимо осуществлять личные контак­ты (звонки и встречи), одного пресс-релиза будет недоста­точно. Эффективной представляется технология приглаше­ния журналистов при помощи третьих лиц. В случае, если к журналисту обратится человек, лично ему известный, которому он доверяет, с предложением посетить меро­приятие, вероятность успеха будет гораздо выше, чем если сотрудник пресс-службы самостоятельно пригласит незна­комого ему представителя СМИ.

5. Подготовка помещения, технических средств и другой необходимой материальной инфраструктуры. Если меро­приятие является длительным - решение вопроса пита­ния приглашенных, если проходит на удаленной терри­тории (например, за городом) - обеспечение трансфера.
Подготовка информационного пакета (раздаточных мате­риалов). Изготовление табличек с именами участников пре­зидиума.

6. Непосредственное проведение мероприятия в запла­нированные сроки. Задачей пресс-службы является стремление к тому, чтобы как можно большее число журнали­стов рассказало о мероприятии, осветило деятельность организации в положительном ракурсе и в целом улуч­шило имидж института. Для достижения подобных целей необходимо применять методы стимулирования интереса
у журналистов к проводимому презентационному меро­приятию и формировать комфортные условия для работы представителей СМИ.

7. Анализ результатов через сопоставление ожиданий и того, чего реально удалось достичь, с помощью результатов мониторинга сообщений СМИ по итогам мероприятия и сбора отзывов гостей мероприятия из числа экспертов
(если их участие планировалось).


Рассмотрим более подробно основные виды мероприя­тий, которые, по мнению экспертов, чаще всего реализу­ет пресс-служба. Наиболее распространенными видами мероприятий для СМИ являются пресс-конференция и бри­финг. Разница между ними заключается во временной про­должительности и характере построения коммуникации с журналистами:

I. Брифинг предполагает краткое выступление официальнoго лица без последующего обсуждения. По сути дела,
классический брифинг представляет собой развернутое
очное информационное сообщение по конкретной теме. Как форма работы брифинг наиболее часто используется в работе органов власти и управления, в особенности, в силовых структурах и дипломатических представительствах.

II. Пресс-конференция представляет собой диалог меж­ду сторонами, при этом она длится более продолжитель­ный период времени.

Можно выделить два вида пресс-конференций:

1) пресс-конференция как элемент более крупного ме­роприятия, которое уже привлекло внимание жур­налистов;

2) пресс-конференция как самостоятельное событие,
связанное с актуальным информационным поводом.

Рассматривая возможность организации брифинга или пресс-конференции, руководитель пресс-службы должен быть предельно объективным и внимательным, так как любая ошибка (от неправильно выбранного времени и места проведения до технических накладок) может негативно сказаться на результате и дальнейших отношениях с приглашенными журналистами. Очень часто специалист пресс-спужбы не может построить пресс-конференцию, отли­чить брифинг от пресс-конференции, грамотно выбрать формат мероприятия. Напомним, все проблемыот невежества.

Надо отметить, что большинство информационных поводов имеют личностный аспект, который имеет существенное значение для материала новостей. Поэтому участие в пресс-конференции известных персоналий будет высоко

оценено журналистами, стремящимися к установлению контакта с ними, а пресс-служба, предоставившая им та­кую возможность, укрепит свой имидж и авторитет.

Классическая примерная программа пресс-конференции выглядит следующим образом:

11.00 Прибытие, регистрация, кофе (по усмотрению организаторов).

11.45 Представление участников (президиум).

11.48 Основное информационное сообщение (повод).

12.15 Вопросы и ответы.

12.30 Неформальное общение (в зависимости от кон­текста возможен фуршет или деловой обед).

Приведем несколько правил проведения пресс-конференции:

1. Ньюсмейкер в организации должен быть один (в край­нем случае — два).

2. Человек воспринимает информацию в течение 15 ми­нут, поэтому на пресс-конференции все основные
сведения должны быть даны именно за это время.

3. Вести пресс-конференцию должен пресс-секретарь (руководитель управления по связям с общественно­стью).

4. При подготовке к пресс-конференции членам прези­диума необходимо изучить все материалы СМИ, ко­торые ранее выходили по данной теме.

5. Оптимальный формат выступления — 5 минут, на реплику — 1 минута.

6. Содержательная часть выступлений должна строиться по принципу: максимум информации, минимум вре­мени.

При подготовке помещения для пресс-конференции не­обходимо освободить место под телекамеры, подготовить необходимое количество электрических розеток для обо­рудования (удлинители и т.п.). Журналистам должно быть роздано как можно больше документов по теме пресс-конференции, содержащих цифры и факты, блокноты и ручки. На столе президиума обязательно должны стоять таблички с именами участников пресс-конференции, в ряде случаев журналистам можно раздать бейджи..

 


Проведение пресс-конференций является эффективной технологией работы пресс-службы, если организаторы мероприятия преследуют достижимые цели и правильно выбрали повод для встречи. Когда информация, трансли­руемая на пресс-конференции, интересна СМИ, отдача от проведения данного мероприятия может быть очень высо­кой, и в следующий раз журналисты прибудут на меро­приятие уже без дополнительных приглашений, так как будут понимать, что планируется важное событие, кото­рое нельзя пропустить. Также стоит добавить, что жур­налисты, особенно в регионах, имеют специфику прихо­дить точно к началу мероприятия, поэтому, если за 20 ми­нут до заявленного времени еще никто не пришел, не стоит поднимать панику, большая часть придет за 5 минут (но при условии, если в программе не будет значиться утренний кофе).

III. Распространенным средством передачи целевой ин­формации является проведение праздников. Данный метод рассчитан на непосредственный охват массовой аудитории. Но традиции преуспевают в этом компании, работающие на рынке питания (например, «Макдоналдс»). Иногда празд­ники сопровождаются лотереями и конкурсами, которые привлекают к мероприятию дополнительное внимание об­щественности. На пресс-службу нередко возлагаются обязанности подготовки информационного освещения данного события. Во многих организациях пресс-служба или пресс-секретарь разрабатывают программу праздника, занимаются подготовкой его содержательной составляющей. По итогам праздника пресс-служба использует информацию о его проведении с целью распространения ее для внешней (СМИ) и внутренней аудитории (корпоративная газета, информа­ционные рассылки, Интранет, ньюслеттер и т.д.).

Праздники можно классифицировать в зависимости от поводов их проведения:

внутренний повод — юбилей организации, откры­тие филиала, рекорд продаж и т.п.;

внешний повод — день города, государственная, праздничная дата, профессиональный праздник и т.п.



В зависимости от повода праздники можно организо­вать своими силами либо присоединиться к общественным акциям в качестве спонсора или участника программы. Дан­ный вид работы также является эффективным средством позиционирования организации в информационном про­странстве. Многие профессионалы стараются по-максимуму использовать внешние поводы, так как в этом случае не надо раскручивать само событие, это самостоятельно сделают федеральные и региональные СМИ. Пресс-служ­бе необходимо только добиться того, чтобы организация выступала в качестве партнера организаторов яркого внеш­него мероприятия.

IV. Среди наиболее популярных видов «специальных» событий надо выделить такое мероприятие, как презен­тация. Основная цель проведения презентации состоит в том, чтобы представить новую организацию, продукт или проект для СМИ и целевой аудитории. Событие данного типа, в первую очередь, рассчитано на установление кон­такта с приглашенными представителями СМИ, обществен­ности и в целом тех, для кого предназначена данная ин­формация.

Презентация, как правило, имеет черты досуговых ме­роприятий и включает в себя небольшое представление, концерт, фуршет или ужин. В среднем, ее продолжи­тельность около 2~3 часов, из которых половина времени отводится на официальную и культурную программу, а оставшаяся часть — на неформальное общение гостей и организаторов.

V. Для привлечения внимания к определенной пробле­матике часто используется такой вид информационных
мероприятий, как «круглый стол». Элемент публичной дис­куссии дает его участникам возможность заявить о своей
позиции, что помогает привлечь к работе авторитетных представителей экспортного сообщества (при условии, что
мероприятие имеет соответствующее информационное освещение в СМИ).

Количество участников «круглого стола» обычно не пре­вышает 15 человек, а его продолжительность составляет около 2-3 часов. В последнее время возникла практика


организации постоянно действующих «круглых столов»1 по определенной проблематике при тех или иных органах государственной власти и управления. Эти регулярные заседания экспертов реализуют общественно-консультативную функцию и способствуют установлению «обратной связи». Эта технология позволяет привлечь внимание обществен­ности, снизить имеющийся уровень негативных настрое­ний и укрепить имидж организации. Подобные «круглые столы» могут реально способствовать разрешению многих существующих проблем, нахождению путей выхода из проблемных ситуаций. Безусловно, если данная форма работы будет освещаться в СМИ, то принесет хорошие плоды пресс -службе и ее руководству.

VI. Среди «специальных» мероприятий особое место занимают выставки и ярмарки. Особенно актуальным представляется проведение выставок и ярмарок междуна­родного уровня, так как это всегда привлекает внимание общественности и СМИ, особенно в российских регионах, не избалованных вниманием иностранных гостей.

Ярмарка — это мероприятие, проводящееся на регуля рной основе, в рамках которого предприятия одной или
нескольких близких отраслей экспонируют образцы своих товаров и услуг с целью распространения информации о данной организации и заключения прямых оптовых сделок.

Выставка — это мероприятие, в рамках которого организации демонстрируют образцы своей продукции представителям целевой аудитории с целью содействия продажам.

Основное отличие ярмарки от выставки заключается в том, что в ярмарке, как правило, участвует более широкий круг организаций и она ориентирована на заключение прямых торговых сделок по образцам. Выставка может быть нацелена главным образом на презентацию нового продукта, которым, к примеру, может быть и план администра­ции города по застройке нового квартала.

В современный период данная форма событийной ком­муникации является одной из самых эффективных средств

то есть проводимых с определенной регулярностью, например, раз в квартал.


распространения и получения новейшей экономической, технической и коммерческой информации. Мероприятия данного типа являются «парадной витриной» отрасли и тех пресс-служб, которые участвуют в их проведении. Важ­ным преимуществом выставок и ярмарок является тот факт, что на них происходят презентации новейших разработок и решений, планов, проектов, продукции, определяется уровень цен и конъюнктура рынка (яркий пример — Меж­дународная книжная выставка-ярмарка во Франкфурте). Данные мероприятия всегда представляют интерес для СМИ, поэтому можно ожидать, что значительная часть журна­листского сообщества самостоятельно захочет посетить это событие и осветить его в средствах массовой коммуникации.

Несмотря на то, что участие в выставках и ярмарках является достаточно хлопотным и ресурсоемким предпри­ятием, данная форма работы пресс-службы представляет­ся актуальной и востребованной в современных условиях.

Содержание PR-деятельности на выставке (ярмарке) включает в себя следующие направления работы:

♦ создание и изготовление различных рекламных ма­териалов (стенд, полиграфическая продукция, фор­менная одежда для промоутеров и т.п.);

♦ проведение мероприятий на стенде и участие в ме­роприятиях, заложенных в регламент выставки (яр­марки);

♦ подбор и организация деятельности промоутеров, переводчиков и иного персонала;

4- мониторинг эффективности работы на мероприятии (через локальные опросы, отзывы посетителей стенда и т.п.);

♦ взаимодействие с представителями СМИ;

♦ осуществление контактов с посетителями.

В идеале отношения между экспонентом и посети­телем должны быть организованы так, чтобы иметь перспективу стать основой долговременного сотрудниче­ства на взаимовыгодных условиях. Как правило, контин­гент посетителей выставки состоит из людей, неравнодуш­ных к проблемам определенной отрасли или той теме, которая является центральным смыслообразующим звеном мероприятия. Многие посетители заняты целевым поис-


ком определенных товаров и услуг. Поэтому от того, в какой мере экспонент продемонстрирует свои конкурент­ные преимущества, зависит успех его участия и тот символический капитал, который он приобретет.

Основная сложность самопрезентации в рамках выстав­ки (ярмарки) заключается в том, что посетитель едино­временно получает огромное количество информации из разных источников. Поэтому его предпочтения могут быть вызваны чисто субъективными причинами. На его выбор может повлиять удобное месторасположение стенда, не­обычное зрелищное мероприятие, очевидцем которого он стал, и многое другое. Поэтому основная задача специали­ста по связям с общественностью в рамках работы на выставке (ярмарке)грамотно провести отстройку от конкурентов.

В случае, если пресс-служба сама организует данное мероприятие, что бывает в редких случаях, в ее задачи входит стремление к тому, чтобы каждый из участников представлял собой интерес для посетителей. Тогда у гост ей останутся позитивные эмоции от мероприятия.

Также в задачи организаторов выставок и ярмарок вхо­дит создание благоприятного информационного освещения открытия мероприятия, «подогрева» общественного мнен ия и предварительного анонсирования его в СМИ (с по­мощью превью, наружной рекламы и т.п.). От качества работы на подготовительном этапе во многом зависит успех проведения мероприятия и внимание к нему со стороны журналистов и посетителей.

После того как удалось первично заинтересовать посетителей и участников, необходимо взаимодействовать с ними, исходя из общих принципов делового общения, — деликатно, профессионально, радушно и приветливо. Следует полностью исключить любые проявления навязчивости при общем негативном отношении к грубой рекламе поможет отпугнуть многих потенциальных клиентов.

Подводя итог рассмотрению темы, посвященной инст­рументам и методам событийной коммуникации, надо подчеркнуть, что, как правило, именно событие лежит в основе сообщений средств массовой информации, то есть


оно — обязательный элемент деятельности по организа­ции общественных связей.

Особый блок вопросов составляет раздел взаимоотноше­ний пресс-службы с журналистами и СМИ при подготовке мероприятий. В идеале представители СМИ должны само­стоятельно стремиться к участию. Но это относится лишь к крупным организациям, имеющим известный бренд.

Специалисты в области связей с общественностью сове­туют сотрудникам пресс-служб постоянно стремиться к созданию таких информационных поводов, чтобы журна­листы сами захотели получить информацию и попасть на мероприятие. В результате интенсивной работы пресс-служба сможет достигнуть того уровня, когда будет воз­можность приглашать наиболее авторитетных журнали­стов и сотрудничать с теми СМИ, концепция которых наи­более полно отвечает целям и задачам организации.

Чтобы формировались подобные условия, необходимо ярко представлять и оформлять планируемое событие. В противном случае придется «затаскивать» представите­лей СМИ на мероприятие с помощью известных методов «дополнительного стимулирования». Естественно, в такой ситуации информационное сопровождение события оста­вит желать лучшего.


Глава 4

РАБОТА ПРЕСС-СЛУЖБЫ С КРИТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Критические материалы — это сюжеты и статьи в СМИ, содержащие резко негативный анализ, отзывы и коммен­тарии со стороны журналистов, экспертов, рядовых граж­дан по поводу деятельности организации либо ее отдель­ных сотрудников.

Мастерство минимизации влияния критических мате­риалов является одним из ключевых для функционеров пресс-служб. Понятно, что против организации может вес­тись информационная война и тогда количество критиче­ских материалов о ней возрастает по экспоненте. Но даже в «мирное» время могут появляться критические отзывы в СМИ о структуре, которые нельзя оставлять без внимания. (Стоит подчеркнуть, что блок по работе с критическими материалами является одним из важнейших в подготовке сотрудника пресс-службы высокой квалификации.

Актуальность данного направления работы связана и с тем, что в современном российском обществе гражданин сталкивается с различными пересекающимися потоками информации, количество источников которых возрастает за счет появления «новых СМИ», в первую очередь, в сети Интернет. Это повышает эффективность адресных инфор­мационных атак, ориентированных на определенную целевую группу аудитории. Наличие данного факта обусловливает высокую значимость работы, направленной на минимизацию влияния критического материала, при собственных небольших ресурсных затратах. Последний момент немаловажен в работе пресс-службы, так как от­нюдь не все организации могут позволить себе целевое


финансирование информационных проектов, наряду с со­держанием специального штата сотрудников, работающих по этой теме.

В этой связи системная работа со СМИ становится од­ним из приоритетных направлений деятельности, направ­ленной на улучшение имиджа структуры. Особое место в этой работе занимает предотвращение появления крити­ческих материалов и реагирование по факту их опубли­кования. Основными принципами проведения этой работы должны быть установление и поддержание партнерских отношений с журналистами и информационная откры­тость пресс-служб, которая подразумевает инициатив­ный, а не реактивный характер контактов со СМИ.

В современной ситуации коммуникатор, обладающий информационной инициативой, пользуется основным пре­имуществом по формированию выгодной ему точки зрения в глазах общественного мнения. Именно о практическом применении данных принципов речь пойдет в дальнейшем.

Работа с критическими материалами является неотъем­лемым компонентом комплексной деятельности, направ­ленной на формирование и укрепление положительного имиджа структуры в обществе на региональном и феде­ральном уровнях, которая предусматривает непрерывную коммуникацию с различными категориями общественности (органы власти и управления, журналистское сообщество, общественные организации, представители бизнеса и т.п.) и постоянный мониторинг ситуации, осуществляемый раз­ными методами — от проведения социологических иссле­дований до анализа содержания материалов СМИ.

1. Типы критических материалов

Критические материалы можно классифицировать по характеру упоминаний и содержательной направленности.

I. Классификация по характеру упоминаний.

Данная группа подразумевает вычленение доли внима­ния журналиста к структуре в рамках конкретного мате­риала. На этом основании можно выделить следующие типы негативных упоминаний:


Контекстное: негативная характеристика деятель­ности конкретных подразделений организации и ее сотруд­ников приводится в контексте описания другой ситуации и
имеет к ней косвенное отношение (к примеру, в статье
журналиста о проблемах ЖКХ, он упоминает о низком
качестве работы конкретного ДРСУ).

Базовая: работа подразделений и конкретных сотруд­ников организации находится в центре внимания журна­листа, материал изначально посвящен этой теме (напри­мер, материал с заголовком «Чиновники городской адми­нистрации распределяют земельные участки в личных
целях»);

Полисубъектные: конкретные подразделения и сотруд­ники организации являются одним из основных объектов
внимания журналиста наряду с другими субъектами -
органами власти, коммерческими организациями и т.п. (на­пример, статья «Власть в нашей области захлестнула волна коррупции»).

Наиболее опасными с точки зрения угрозы имиджу орга­низации являются критические материалы, содержащие упоминание базового типа, как правило, находящее от­ражение в заголовке публикации.

II. Классификация по содержательной направленности предполагает деление критических материалов по харак­теру направленности самой критики. На этом основании можно выделить две основные группы:

Внутренние проблемы (низкая квалификация сотруд­ников, коррупция, плохое качество продукции, недостат­ки материальной инфраструктуры и т.п.).

Проблемы взаимодействия с внешними субъектами (низкая оперативность работы с гражданами, конфликты с органами власти и управления и т.п.).

2. Методы реагирования на появление критических ма­териалов

Основным условием минимизации эффекта от появле­ния критических материалов в СМИ является наличие устойчивых контактов пресс-службы с наиболее влиятель­ными и мощными журналистскими сообществами (группа­ми) на районном, региональном и федеральном уровнях.


Если мы говорим о субъекте федерации, то необходи­мо четко понимать, что структура системы региональных СМИ, как правило, довольно статична, поэтому издания и имена журналистов, по тем или иным причинам «оппози­ционно» настроенных к организации, известны заранее. В связи с этим важно установить с ними максимально воз­можный в данном случае конструктивный контакт (при­глашать на пресс-конференции и другие мероприятия, рас­сылать пресс-релизы, оказывать знаки внимания). Данной работой возможно пусть не предотвратить появление кри­тических материалов, но хотя бы смягчить их тональность или заранее узнать о подготовке такой публикации, что­бы иметь возможность «сработать на опережение».

По нашему мнению, можно выделить три типа реаги­рования на появление критических материалов в прессе, каждый из которых имеет свой контекст и специфику при­менения.

Игнорирование — данный метод может быть применен, когда мы имеем дело с маргинальными средствами массо­вой информации, имеющими крайне малый охват целевой аудитории, которая нас интересует. То есть, к примеру, если мы продаем гамбургеры, а разгромная статья выхо­дит на страницах газеты «Советская Россия», которую читают люди старше 50 лет, то и реакция на подобный критический материал может быть минимальна, так как она напрямую не наносит ущерба нашей компании. В то же время, если в новостной программе по телевиде­нию необоснованно говорится, что при изготовлении на­ших гамбургеров используется мясо, не прошедшее сани­тарный контроль, реагировать непременно стоит.

Как правило, СМИ, критические материалы которых можно игнорировать, выходят в форме газет и распрост­раняются незначительным тиражом (иногда в виде листо­вок) и имеют четко обозначенный сегмент потребителей.

Стоит также помнить, что для многих скандально из­вестных общественных объединений необоснованная кри­тика в адрес какой-либо организации — дополнительный повод привлечь к себе внимание, поэтому судебное раз­бирательство по факту клеветы им только на руку. Нельзя




позволять им втянуть себя в «свою игру». В данном случае самым эффективной формой ответа представляется вы­ступление в официальных или других популярных обще­ственно-политических СМИ региона, имеющих больший тираж, авторитет и солидную читательскую аудиторию, С опровержением данной информации и объяснением мо­тивов ее заказчиков и распространителей.

Добровольное соглашение — данный метод применяется тогда, когда редакция СМИ признает свою неправоту и готова компенсировать причиненный ущерб. В ряде случа­ев появление критического материала о работе конкрет­ной организации происходит по недосмотру редактора, который сам заинтересован в том, чтобы инцидент был как можно скорее исчерпан. Первым шагом к такому ре­шению проблемы является проведение переговоров с от­ветственными лицами, в ходе которых должно быть вы­работано итоговое решение. Применение данного метода и ряде случаев может принести гораздо больше выгод для пострадавшей стороны, чем обращение в суд. В случае успеха процесса о защите чести и достоинства в судебном порядке издание будет обязано опубликовать опроверже­ние в том же объеме, тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и критический материал. А в процессе пере­говоров можно, к примеру, добиться выделения целой по­носы под материал о работе «пострадавшей стороны», подготовленный пресс-службой, в качестве компенсации и маленькую заметку критического содержания.

Так как все договоренности будут носить неформаль­ный характер, появление такого материала будет рассматриваться читателями как элемент информационной политики издания в отношении структуры, и уровень доверия к его содержанию будет выше. В этой связи стоит еще раз подчеркнуть необходимость постоянного контакта с руководителями ведущих СМИ региона, который в зна­чительной степени облегчает урегулирование потенциально возможных конфликтных ситуаций.

Обращение в суд — данный метод является крайней ме­рой реагирования на появление критических материалов в |'МИ. Однако в ряде случаев его применение неизбежно,


II:1як 798



хотя, безусловно, злоупотреблять им не стоит. К приме­нению данного метода стоит обращаться в случае неудачи переговоров по добровольному урегулированию инциден­та или в случае особой значимости опубликованной ин­формации (например, упоминание базового типа на пер­вой полосе, посвященное проблеме коррупции в государ­ственном учреждении).

Обращению в суд должна предшествовать доскональная проверка содержащейся в статье информации на предмет ее соответствия действительности. Подавать в суд на СМИ имеет смысл только в том случае, если имеется полная уверенность, что данное дело будет выиграно. В этом слу­чае положительный результат такого действия должен заключаться не только в опубликовании опровержения и (или) материальной компенсации нанесенного вреда, но и в придании этому факту общественного резонанса. По факту выигранного процесса в дружественных официальных, общественно-политических и общесоциально ориентирован­ных СМИ необходимо разместить материалы о данном прецеденте. Эта работа, с одной стороны, будет способ­ствовать укреплению положительного образа организации в глазах населения, а с другой — вырабатывать у СМИ более ответственный подход к отбору материалов для пуб­ликации, т.е. решать профилактические задачи.

При этом акцент должен делаться не на фактически достигнутых результатах (например, размере полученной за моральный ущерб компенсации), а на недопустимости клеветнических заявлений в адрес института в целом и неотвратимости наказания за такую деятельность. В дан­ной ситуации средства массовой информации ни в коем случае не должны выглядеть пострадавшей стороной.

В случае обращения в суд применительно к СМИ и конкретным журналистам в разных случаях могут быть применены различные положения российского законода­тельства. Перечислим основные из них.

Часть 2 статьи 129 УК РФ.

Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, пуб­лично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере


до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработ­ной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправитель­ными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

В ряде случаев, например, если журналистом было высказано необоснованное обвинение в связях конкретного руководителя с организованной преступностью, может быть применена часть 3 статьи 129 УК РФ.

Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохо­да осужденного за период от одного года до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

При подаче иска в суд по статье «Клевета» необходимо иметь в виду, что придется доказать два момента:

I) наличие в материале СМИ сведений, которые порочит человека;

2) представленная в материале информация не должна соответствовать действительности.

В ряде случаев судом назначается лингвистическая экспертизa, доказывающая крайне негативную оценку личности.

Теперь рассмотрим часть 2 статьи 130 УК РФ.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, нелично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

При подаче иска в суд по данной статье, в первую очередь, необходимо доказать факт унижения чести и до­стоинства.




Следующая статья, применение которой возможно в контексте рассматриваемой нами темы: часть 1 статьи 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, отношения к религии, а рав­но принадлежности к какой-либо социальной группе, со­вершенные публично или с использованием средств мас­совой информации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере за­работной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права зани­мать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет, либо обязатель­ными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

На данный момент отсутствует правоприменительная практика относительно защиты интересов определенной профессиональной (социальной) группы с использованием этой статьи. Однако это не означает, что она не может или не должна применяться для охраны корпоративных интересов.

Преобладающим основанием для ее применения являет­ся допущение в материалах СМИ приема экстраполяции.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат. extra — сверх, вне и polio — вы­правляю, изменяю) — логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относитель­но какой-либо части объектов или явлений на всю совокуп­ность (множество) данных объектов или явлений, а также на их другую какую-либо часть; распространение выво­дов, сделанных на основе настоящих и (или) прошлых со­стояний явления или процесса на их будущее (предполага­емое) состояние.

Применительно к трактовке данной статьи УК РФ под термином «экстраполяция» подразумевается перенос нега-


тивных характеристик конкретной личности на всю гене­ральную совокупность людей, идентичных с ней по како­му-либо признаку (национальность, профессиональная принадлежность и т.п.). Например, сотрудник ГИБДД N взял плитку, поэтому все его коллегивзяточники». Если тако е заявление опубликовано в СМИ, руководство ГИБДД име ет право обратиться в суд.

Альтернативой уголовному разбирательству является гражданский процесс. ГК РФ также предусмотрено наказание за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. Основное различие между гражданским и уголовным преследованием заключается в том, что в первом случае основная цель до биться опровержения порочащих сведений, а во втором — делиться наказания того, кто эти сведения распространил.

Статья 152 ГК РФ.

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репута­цию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию

заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опроверг­нуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от

организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

4. Если решение суда не выполнено, суд вправе нало­жить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не


освобождает нарушителя от обязанности выполнить пре­дусмотренное решением суда действие.

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую
репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведе­ний требовать возмещения убытков и морального вреда,
причиненных их распространением.

6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию
гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого та­кие сведения распространены, вправе обратиться в суд с
заявлением о признании распространенных сведений несоответствующими действительности.

7. Правила настоящей статьи о защите деловой репута­ции гражданина соответственно применяются к защите
деловой репутации юридического лица.

3. Оперативность реагирования на появление критиче­ских материалов

Одним из основных вопросов реагирования на критиче­ские материалы являются сроки, в которые такое реаги­рование должно быть осуществлено. Здесь в подавляющем большинстве случаев должен действовать принцип «чем быстрее, тем лучше». Длительное молчание может быть расценено общественностью как признание истинности выдвинутых обвинений.

Решение о применении того или иного метода реаги­рования на критический материал должно быть приня­то в течение суток на основании анализа имеющихся дан­ных (тип СМИ, тип материала, характер сложившихся отношений с редакцией).

Если с редакцией СМИ имеются конструктивные отно­шения, то переговоры по факту произошедшего должны быть начаты в день появления критического материала.

Основным условием для своевременной фиксации кри­тических материалов является проведение постоянного мониторинга содержания СМИ, который должен охваты­вать все официальные, общественно-политические и общесоциально ориентированные региональные издания с тиражом более 5 тыс. экземпляров, включая все районные


газеты, а также телеканалы и ведущие Интернет-сайты

Последние наиболее часто выпадают из поля зре­ния пресс-служб, хотя они обладают существенным ресурсом влияния на общественное мнение. Данные монито­ринга должны ежедневно попадать в распоряжение ответ­ственных лиц.

При размещении материалов, направленных на мини­мизацию негативного эффекта от критической публика­ции, необходимо иметь в виду, что даже крупный инфор­мационный повод имеет резонанс в СМИ в течение 5-6 дней, затем он вытесняется другими новостями. В то же время необходимо учитывать, что каждое СМИ имеет
1) достаточно конкретно очерченную целевую аудито­рию (особенно это касается районных СМИ и сайтов сети Интернет). Поэтому компенсировать негативный эффект от критической публикации стоит не столько опровергая ее удержание (что невольно увеличит количество граждан,
информированных о конкретном негативном прецеденте), только давая позитивную информацию о работе организации в целом и в этом контексте опровергая имевшую место критику.

В рамках борьбы с последствиями появления критических материалов необходимо осуществлять оперативное реагирование на обращения за комментариями представителей других СМИ, у которых может возникнуть такая заинтересованность. Отсутствие либо долгое ожидание официальной информации от пресс-службы порождает ос­ипну для слухов и домыслов, которые приводят к разра­станию инцидента. При этом все комментарии должны ис­ходить от специально уполномоченных на это лиц, то есть даваться через пресс-службы.

Именно компетентность и быстрота реагирования являются залогом успеха в работе организации со СМИ, и, следовательно, и с общественным мнением.

4. Методы профилактики появления критических мате­риалов

Профилактика появления критических материалов является одной из основных целей работы пресс-служб со


средствами массовой информации. Задачи этой деятельно­сти можно разделить на следующие части (этапы):

1. Осуществление мониторинга информационного про­странства с целью выявления «недружественных СМИ»,
журналистов, потенциальных заказчиков негативной ин­формации об организации, критиков ее работы и т.д. Сто­ит отметить, что потенциальными заказчиками рассмат­риваемых материалов могут выступать следующие субъек­ты, к анализу деятельности которых необходимо подойти с особой ответственностью:

- быстро накапливающие капитал бизнесмены и пред­приниматели, претендующие на место в элите;

♦ чиновники и доверенные лица руководителей регио­нальных органов исполнительной власти, имеющие скрытую оппозиционную ориентацию либо стремя­щиеся к полному контролю над информационной си­туацией;

- руководители правозащитных организаций, получа­ющих финансирование из-за рубежа (как правило, в виде грантов).

2. Создание стратегии работы пресс-службы, ориен­тированной на работу с критическими материалами.

3. Осуществление комплекса мер, направленных на ра­боту с теми каналами и источниками информации, из ко­торых появление критических материалов наиболее веро­ятно.

4. Оценка эффективности осуществленных мер с це­лью выявления наиболее целесообразных методов работы
с каналами средств массовой информации. Систематизация накопленного опыта для выработки наиболее оптималь­ных форм работы в дальнейшем.

Стоит подчеркнуть, что профилактикаособенно эффективное мероприятие по работе со СМИ на пред­мет предотвращения появления и выхода в свет крити­ческих материалов. Объясняется это следующими причи­нами:

1. Предотвратить появление критического материала — значит не допустить его обнародования и распространения среди населения (общественное обсуждение и т.п.). Это


означает, что широкие слои населения не получают до­ступа к негативной информации и, следовательно, обще­ственное мнение не изменяется в сторону ухудшения.

2. Предотвращение публикации критических материа­лов является менее ресурсоемким процессом, нежели оп­ровержение уже обнародованной информации. Заниматься профилактикой проще, нежели бороться уже с существу­ющими среди населения критическими мнениями в отно­шении работы конкретной организации.

3. Появление критических материалов в СМИ при оп­ределенных условиях способно нанести значительный вред
имиджу организации либо ее отдельных представителей.
За счет профилактической работы можно добиться того, чтобы в СМИ появлялось меньше компрометирующих све­дений.

4. Взаимодействия со СМИ, построенные на принципах взаимного уважения, способствуют повышению уровня доверия к организации со стороны самих сотрудников средств массовой информации. Это может выражаться, например,
в более частом размещении позитивной информации о ее деятельности в СМИ, помощи пресс-службам в подготовке­
и составлении материалов.

5. Профилактика способствует установлению контакта и конструктивных взаимодействий с главными редакторами,
ответственными лицами, менеджерами, собственниками СМИ. Эта работа будет полезна в случае возникновения потребности задействовать указанные («отработанные»)СМИ для публикации своих материалов, а также для предотвращения информационных инцидентов и их послед­ствий.

6. Проведение профилактическ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: