Структура и элементы улично-дорожной сети города. Классификация внутригородских улиц и дорог

Взаимосвязанные улично-дорожная сеть города и сеть транспортных магистралей района расселения формиру­ются как целостная система. Структура сети определяется общей планировочной структурой и размерами города, взаимоположением его частей. Улично-дорожная сеть и городской транспорт обеспечи­вают движение населения и грузов. В совокупности они формируют транспортную инфраструктуру города.

Улично-дорожная сеть - наиболее развитая система путей со­общения населенных пунктов. Параметры улиц и дорог определяют согласно их классификации, т.е. отнесением каждой улицы или дороги к определенной категории сообразно с местом и функциональ­ным назначением в общей планировочной структуре населенного пункта. Категория улицы или дороги предопределяет ее назначение, скорость движения по ней, характер застройки, размеры проезжих частей для движения автомобильного транспорта, тротуаров, полос зелени и других планировочных элементов.

Классификация улиц и дорог устанавливается при разработке проектов генеральных планов развития населенных пунктов в соответствии с общим архитектурно-планировочным решением. В зави­симости от типа населенного пункта определены классификации городских улиц и дорог и улиц и проездов сельских населенных мест.

Городские улицы и дороги по своему назначению подразделя­ются на магистральные и местные.

Магистральные улицы и дороги составляют основу улично-дорожной сети города и его пространственного каркаса. Эти пути сообщения обеспечивают:

1. пассажирские и грузовые связи всех функциональных зон города между собой: жилых и промышленных районов, общегород­ского центра, общественных центров городского и районного зна­чения, мест отдыха и занятий спортом горожан, объектов внешнего транспорта и т.п.;

2. транспортное обслуживание города в целом, крупных пла­нировочных зон и районов;

3. связь города с системой внешних автомобильных дорог.

Маршруты массового наземного пассажирского транспорта проходят только по магистральным улицам и дорогам.

В зависимости от масштаба связей магистральные улицы бы­вают общегородского и районного значения.

Сеть магистральных улиц общегородского значения со­ставляет основу планировочной структуры города. Данные улицы служат главными планировочными и архитектурно-пространственными осями города, вдоль которых формируются жилые и про­мышленные районы, рекреационные зоны.

Магистральные улицы районного значения составляют ос­нову планировочной структуры жилых и промышленных районов, являясь главными планировочными и архитектурно-пространственными осями планировочных районов в больших и средних городах, жилых и промышленных районов, в городах любого размера.

В крупных и крупнейших городах вдоль улиц этого типа фор­мируются общественные центры жилых и промышленных районов, на них размещаются предзаводские площади, общественные пред­приятия районного значения.

Магистральные улицы районного значения, где разрешается движение всех видов транспорта, подразделяются:

1. в зависимости от состава движения: на улицы с преимуще­ственно пассажирским движением, с преимущественно грузовым движением, со смешанным движением:

2. в зависимости от скорости движения и пропускной способ­ности: на регулируемые, с непрерывным движением транспорта, со скоростным движением транспорта.

Магистральные улицы и дорога с непрерывным движением транспорта сооружаются в крупнейших, крупных и больших городах в тех направлениях, которые требуют повышения пропуск­ной способности в связи с большими потоками автомобильного транспорта.

В плане города магистральные улицы проектируется в направ­лениях, связывающих удаленные жилые и промышленные районы между собой, с центральным районом города, с пунктами внешнего транспорта в городе и с внешними автомобильными дорогами.

Магистральные дорога со скоростным движением транс­порта сооружаются в крупнейших городах для обеспечения связи автомобильным транспортом между наиболее удаленными района­ми города и с центральной его частью, а также центральных и сред

Режим движения на магистральных дорогах этой категории непрерывный, предусматривающий устройство пересечений с дру­гими путями сообщения в разных уровнях (рис. 38).

Рис. JS. Прохождение городской скоростной дороги нерп жилые районы Дороги скоростного движения: I - «уровне земли: 2-е тоннеле Магистральные улицы: 3 - общегородская. 4 - районная

Выем на магистральные дороги со скоростным движением может быть организован только с магистральных улиц общегород­ского значения.

Улицы и дороги местного значении составляют основу пла­нировочной структуры жилых, промышленных и коммунально-складских районов, общественных центров, территорий тон отдыха. Эти пути сообщения обеспечивают пассажирские, грузовые и пе­шеходные связи между объектами, расположенными в этих районах и зонах, а также связь объектов с системой магистральных улиц и дорог.

Жилые улицы обеспечивают транспортную связь жилых мик­рорайонов. межмагистральных территорий и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения. Вдоль них разме­щаются жилая застройка, общественные центры межмагистральной территории и отдельные объекты торгового и бытового назначения.

Жилые улицы предназначены для пропуска легковых и грузо­вых автомобилей, обслуживающих район; здесь запрещается дви­жение наземного общественного транспорта

Дороги промышленных и коммунально-складских районов обеспечивают транспортные связи в пределах района, а также связи отдельных предприятий с магистральными улицами районного зна­чения и магистральными дорогами регулируемого движения. Пред­назначены они для пропуска преимущественно грузового движения.

Парковые дороги обеспечивают транспортные связи в преде­лах зон отдыха, территории парков и лесопарков. Предназначены для движения легкового автомобильного транспорта. Допускается движение электрических видов городского пассажирского транс­порта (троллейбус, трамвай). Полностью запрещено движение гру­зового и массового пассажирского автомобильного транспорта.

Пешеходные улицы служат для совершенствования пешеход­ного движения и улучшения социальных, функциональных и эсте­тических характеристик городской среды.

Классификация городских улиц и дорог позволяет установить значение каждой улицы в плане города; способствует правильному размещению общественных центров, объектов общественного зна­чения и наиболее представительной застройки; позволяет отделить движение внутригородского транзитного транспорта от местного, обслуживающего прилегающую застройку, повысить скорость и безопасность движения транспортных средств, разделить движение транспортных средств с разными динамическими характеристиками (легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), обес­печить комфортные условия движения пешеходов.

Действующая в нашей стране в соответствии со СНиП [27] классификация городских улиц и дорог включает следующие кате­гории:

1Магистральные улицы

• общегородского значения - непрерывного движения, регу­лируемого движения;

• районного значения.

2Магистральные дороги

• скоростного движения, регулируемого движения.

3Улицы и дороги местного значения

• жилые улицы;

• дороги промышленных и коммунально-складских районов;

• парковые дороги;

• пешеходные улицы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: