Гомеровский период. Хронология. XI-IX. Темные века

Хронология. XI-IX. Темные века. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия)

Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и виноград. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Важнейшим новшеством было освоение греками техники выплавки и обработки железа. Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности отдельной семьи.

Политика. Источник – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Общин таких множество, между ними были напряженные отношения (воровали скот, кровопролитные стычки). Вся земля принадлежит общине, распределяются клеры(наделы) жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Община почти не вмешивалась в их внутренние дела. Сущ сильна кровная месть и вражда между фратриями. Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной (первые ряды в ополчении. ПрОмаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения), а потому и политической. Чем дальше, тем больше выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины на деревне, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд. Басилеям редко удавалось сохр на долгое время власть, т.к. шла посоянная вражда с др басилеями.

Экономика. В основном, скотоводство и земледелие. Наряду с хлебопашеством греки гомеровской эпохи занимались садоводством и виноградарством. Чрезвычайно важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства. Количеством голов скота во многом определялось положение, занимаемое человеком в обществе; от него зависели оказываемые ему почет и уважение. Скот использовался и как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Стремится быть самодостаточной. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т. к. живы в одной деревне подохнут с голоду. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. Напротив, в предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества, достойных настоящего героя и аристократа. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими жрут за одним столом. Иногда появляются рабы, но их мало. При неразвитости торговли основными источниками рабства оставались война и пиратство. Сами способы приобретения рабов были, таким образом, сопряжены с большим риском. Поэтому цены на них были довольно высокими. Основную массу подневольных работников составляли женщины-рабыни. Мужчин в те времена в плен на войне, как правило, не брали, так как их «приручение» требовало много времени и упорства, женщин же брали охотно, так как их можно было использовать и как рабочую силу, и как наложниц.

6. Великая греческая колонизация VIII - VI вв. до н.э. Её причины и последствия.

Хронология. VIII-VI вв. до.

Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5—2 млн. человек.

Причины: Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными племенами.

Другой важной причиной вывода колоний был процесс классообразования и социальной дифференциации греческого общества, протекавший в VIII—VI вв. до н. э. Потерявшие свою землю бедняки, попавшие в цепкие лапы ростовщиков, закабаляемые знатью сородичи, потерпевшие поражение в социальной борьбе представители разных борющихся группировок искали удачи и благосостояния на чужбине, во вновь основанных колониях + увеличение численности населения.

Направления колонизации.

Западное – Первой колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Главная метрополия - Коринф. В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733г, Занкла (Мессана) – 730г, Тарент – 706г; см. карту). Вместе – «Великая Греция». Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье.

Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756г) и Византия (667г), Халкедон(685г). Города Синопа (756 г. до н. э.) и Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) были наиболее могущественными на южном берегу Черного моря. Самыми значительными греческими колониями на Западном Причерноморье считались Истрия (657 г. до н. э.), Аполлония Понтийская, Одессос, Томы, Каллатия + Березань на рубеже VII—VI вв. до н. э., но вскоре Березанское поселение вошло в состав более крупной колонии Ольвии, основанной в первой половине VI в. до н. э. в устье Днепро-Бугского лимана. Целый ряд греческих колоний возник в древней Таврике (совр. Крым). В VI в. до н. э. около десятка разных поселений и городков появились на обеих сторонах Керченского пролива, наиболее крупными из них стали Пантикапей (рубеж VII—VI вв. до н. э.) на месте современной Керчи и Фанагория (547 г. до н. э.) на азиатской стороне Керченского пролива + Тира, Феодосия.

Южное и Юго-Восточное – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис и Дафны (Египет), Кирена (603г, процветающий греческий полис).

Процесс. Ищут место (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Потом запись. Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Выселок – несколько сотен человек. Как правило, всё мирно. Колония – новый полис, но граждане колонии имеют симполитию с метрополией. Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые родовые отношения и т.д.

Последствия. Расширение ойкумены, кругозора. Создание огромного греческого мира. Развитие техники градостроительства, архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями, послужили стимулом в развитии греческой философии и литературы Решение ряда социальных проблем, связанных с перенаселением, в самой Греции. Развитие экономики. Греков теперь знают все.

7. Архаическая эпоха в Греции. Религиозно-общественные празднества. Олимпийские игры и их культурное значение.

Экономика. В области сельского хозяйства — важнейшей отрасли античной экономики — происходит постепенная перестройка самой структуры производства. Это проявилось в быстром развитии таких отраслей, как виноградарство и маслиноводство, культура которых требовала тщательного ухода, вложений средств и больших людских затрат, чем хлебопашество. Холмистый рельеф Греции с каменистой почвой во многих областях, мало пригодный для повсеместного возделывания зерновых, оказался благоприятным для выращивания виноградной лозы, масличных и плодовых деревьев, разнообразных овощей. Это способствовало не только обогащению общей структуры сельскохозяйственного производства Греции, но и его интенсификации(излишки-> торговля). Аграрные отношения в Греции VIII—VI вв. до н, э. характеризуются укреплением крупного землевладения аристократии (потомков родовой знати) и разорением мелких землевладельцев, составлявших основную массу населения, что способствовало росту имущественного расслоения и усилению социальной напряженности в рождающихся греческих полисах. Ремесло отделяется от с/х, что только ускоряет рост (новые методы обработки бронзы (the best – коринфская бронза), лучше железо, керамика и т. д.). Активно строятся корабли (под торговлю). Основные типы – пентеконтеры (50 гребцов), триеры (3 ряда вёсел, 180 чел.). VIII—VI вв. до н. э. устанавливаются интенсивные связи между различными полисами, расположенными зачастую в отдаленных областях Средиземноморья, например в Сицилии или в Причерноморье, с городами Эгейского бассейна. В системе этих активных сношений большую роль играла торговля, обмен различными товарами и сырьем. Во вновь основанные колонии везли вино, оливковое масло, керамику, металлические изделия, оружие, а получали в обмен металлы, лес, кожи, хлеб, рабов. Появляется монета. Первые монеты появились в VII в. до н. э. в Лидии и в Греции на острове Эгина, и вскоре их стали чеканить многие греческие города. В Греции монеты представляли собой кусочек серебра определенного веса, обычно круглой формы, на обеих сторонах которого были выбиты изображения того или иного божества и связанных с ним символов (совы — для богини Афины, орла, скипетра или молнии — для Зевса, треножника, лиры, лебедя — для Аполлона, трезубца — для Посейдона и т. Д. Таким образом резко растёт ремесло и торговля => нужны форпосты и источники сырья (в греции много только глины).

Социум. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа. Первый этап (VIII — первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. Она захватила значительную часть родового земельного фонда, использовала для обработки своих владений обедневших и попавших к ним в зависимость в силу разных причин (неурожай, стихийное бедствие, необходимость защиты, древние традиции помощи уважаемым членам рода и др.) сородичей, иногда применяя и рабский труд. Для закабаления своих сородичей стал использоваться механизм самого жестокого ростовщичества: выдача ссуд под очень высокие проценты (каких-либо ограничений для ростовщического процента не было). Общая тенденция социального развития в Греции VIII — первой половины VII в. до н. э. заключалась в увеличении богатства и могущества родовой знати и роста числа сородичей, находившихся в полурабской зависимости.

С середины VII в. до н. э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Он был обусловлен интенсификацией экономического развития, успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов. Все эти процессы привели к росту удельного веса торгово-ремесленных слоев греческих полисов. В ремесленных мастерских, работающих на рынок, увеличивается потребность в до полнительной рабочей силе, которая удовлетворяется за счет увеличения доли рабского труда. По мере того как укреплялись различные ремесла, расширялись торговые операции и мореплавание, росло богатство и влияние торгово-ремесленных слоев населения полисов. Они теперь претендовали на свою долю участия в политической власти, выступали против господства консервативной земельной аристократии.

В VIII — первой половине VII в. до н. э. военно-землевладельческая знать удерживала господствующие позиции, но с середины VII в. до н. э. политическое влияние аристократии ослабевает, а ее противники из среды демоса постепенно оттесняют родовую знать с господствующих позиций и наращивают свое политическое влияние.

К середине VII в. до н. э. роль конницы и колесниц стала падать, а все большее значение приобретает снабженная железным оружием тяжеловооруженная пехота, которая комплектовалась из средних по своему достатку земледельцев(ГОПЛИТЫ, строились фалангой)-> укреплению их общественного значения и возрастанию их политического веса.

Крупной победой широких кругов демоса, т. е. мелких земледельцев и городского торгово-ремесленного населения, была кодификация обычного права и запись действующих правовых норм, регулирующих социально-экономические отношения((«Большая ретра» законодателя Ликурга), в Локрах Эпизефирских в Южной Италии (законодательство Залевка), в сицилийском полисе Катане (законодательство Харонда), законы Драконта в Афинах и в других полисах).

Политика: Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры). Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах.

1. Греческая культура сформировалась на основе предпосылок гомеровского времени и заимствований с востока.

2. Алфавит. 24 буквы, как гласные, так и согласные. В основе – финикийский алфавит.

3. Литература. В Гомеровский период письменности нет. Зарождается в 8-6 вв. Сначала, как водится, эпос. «Илиада» и «Одиссея». Вопрос об авторстве. Кузищин: составлены в 8 в., записаны ок. 6 в. Первое точно авторское произведения – «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Постепенно лирика субъективизируется (Архилох, Сапфо, Алкей, Анакреонт). Политическая лирика – Солон из Афин и Феогнид из Мегар. Олимпийские оды Пиндара. Басни Эзопа.

4. Архитектура. Ее расцвет связан с ростом городов. Ордерная система(дорический и ионический). Акведуки. Органичное взаимодействие с ландшафтом, пропорциональность. Храм – идеальный дом для идеального существа (бога).

5. Скульптура. Обнаженные, радостные, здоровые люди – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины(коры).

6. Театр. Только зародился и представления даются где попало.

7. Философия. Не отрицает мифологию. Просто объясняет вещи с более рациональных т.з. Поначалу философия и наука были едины – это натурофилософия. Пытаются разобраться в природе, ищут первоматерию. Фалес-отец философии. Анаксимен и Анаксимандр.

8. Космос, ойкос и полис. Эти три понятия различаются только по масштабу, но не по сути. Космос – ойкос Зевса, как дом – ойкос человека. Понятие о подобности.

9. Судьба. Влияет в равной степени как на людей, так и на богов. Это делает богов не довлеющей силой, а образцом для подражания, пусть и не достижимым => в целом оптимистичная религия.

10. Красота. Ценится во всем (на Олимпийских играх побеждает тот, кто пробежал красивее,а а не тот, кто сделал это быстрее). Калокагатия – степень красоты и добродетели.

11. Мера. Софросюне – чувство меры, гармония.

12. Коллетивизм. Вытекает из полиса. Отражен в религии – культ государственный, коллективный. Каждая отдельная личность обязана бороться, хотя результат этой борьбы предрешен (агон).

13. Свобода. Очень ценится. Ею эллины, по их мнению, отличались от варваров. Отсюда – ценность личности. Отсюда же – всеобщая распространенность культуры (ср. Древний Восток, где культуру воспринимали лишь верхние слои общества, остальным было до фени).

15. Религия.

· Коллективная.

· Боги антропоморфны и реальны. Они не так сильно довлеют над человеком, как восточные: и человек, и боги подчинены судьбе. Ничто человеческое богам не чуждо, как можно заключить из мифов: они завидуют, пьянствуют, вступают друг с другом и с людьми в брак. Боги общаются с людьми посредством оракулов (основные: храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида), Аполлона в Дидимах).

· Религия – богатый источник для сюжетов в искусстве.

· Основные источники по греческой религии: Теогония Гесиода и Илиада Гомера.

2. Религиозно-общественные праздненства.

1. Бывают разного уровня: от общегреческих (олимпийские с 776, истмийские с 581, немейские с 573 и пифийские с 582 игры) к локально-городским (панафинеи, дионисии, элевсинские мистерии и др.) и отмечаемым только в отдельных демах отдельного полиса.

2. Их было очень много: в Афинах - около 100, в Таренте – вообще больше, чем дней в году.

3. Олимпийские игры и их культурное значение.

1. Проводятся с 776 раз в 4 года раз в Олимпии (Элида), в долине р. Алфея в июле-августе по нашему календарю в честь Зевса вплоть до IV в. н.э. Постепенно религиозный смысл сошел на нет и соотв. церемонии стали восприниматься как предисловие к веселью.

2. Их культурное значение. Каждые игры – мощный стимул для творчества. Они притягивали элиту греческого мира. Поэты получали заказы на оды, скульпторы – на скульптуры, читались новые произведения драматургов и историков, велись философские дискуссии.

3. Священное перемирие (экехейрия). Три месяца (по др. данным – месяц) вокруг Олимпийских игр, обязательно для всех эллинов.

4. Награды. Венки из ветвей священной оливы.

5. Порядок проведения (по: Л.С Ильинская. Античность. С. 69):

· 1-й день: подготовительная церемония и жертвоприношение; клятвы участников и судей в честности.

· 2-й день: бега колесниц, скачки, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья, борьба).

· 3-й день: соревнования мальчиков (до 16 лет).

· 4-й день: двойной и шестерной бег, кулачный бой, панкратий, бег в вооружении.

· 5-й день: раздача наград, торжественные процессия, жертвоприношения и пир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: