Предисловие №2 10 страница

Достоверный, много раз проверенный научный факт – любое негармоничное вмешательство взрослого (даже с самыми благими намерениями) может деформировать развитие ребенка.

А строгость учителей, волевое давление родителей, грозные команды и наставления здесь ничем не помогут.

Представьте себя за рулем автомобиля на скоростной автостраде. А теперь мысленно киньте камень в лобовое стекло. Пошло трещинами? Вы автоматически сбавляете скорость, и дальше будете ехать очень медленно и осторожно. Ваш инстинкт самосохранения требует этого. А если кто-то сверху будет при этом орать вам, чтобы вы все-таки набрали скорость, да еще грозить всяческими наказаниями? Улучшится качество вождения?

Если вы хотите, чтобы ребенок увеличил скорость своего развития – избавьте его от страха! Ученик работает эффективно только тогда, когда он из объекта воздействия превращается в сотрудника. Мы не боимся того, что знаем.

У нас были преподаватели, которые верили только в школьную программу и силу воли, они «жали» изо всех сил. У них дело доходило до истерик с обеих сторон, до криков и изгнания с урока. Единственно, до чего не дошло, так это до хороших результатов у детей. Впрочем, эксперимент нельзя считать полностью законченным. Уж больно быстро в Китеже такие преподаватели оказывались в вакууме и уезжали из общины по собственному желанию. Был преподаватель, (мужчина, не опытный, но очень дотошный, чтобы не сказать занудливый) который вежливо, с методичностью машины ставил двойки и выгонял с урока тех, кто не приготовил домашнего задания. Признаю, такой стиль мог бы дать результат с детьми, уже привыкшими учиться и умеющими находить варианты поведения, подстраиваясь под разных людей в условиях благополучного окружения Китежа, Но этому преподавателю достались классы, где большинство ребят были еще на первом году жизни в Китеже. Не сделав урок достаточно аккуратно, и получив двойку, они на следующий день уже вообще не пытались ничего делать. Учитель выгонял их с урока, тем самым окончательно лишая возможности найти компромисс и понять хоть что-нибудь. Отчуждение от этого только росло. В результате проблему приходилось решать всему педсовету. Ученика вызывали, воспитывали, он пугался еще больше. Дело кончилось тем, что учитель сам уехал. Не скажу, что после этого дети стали учиться на пятерки, но они перестали хотя бы психовать и прогуливать.

Для тех, кто верит в дидактические и раздаточные материалы, приведу цитату из трактата Ш. Амонашвили «Школа жизни»: «школа (скале) есть …ступеньки лестницы восхождения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем…».

Мы не любим учителей, которые вслед за героями американских боевиков повторяют: «Я просто делаю свою работу». Учитель не работает, также как Микеланджело не «просто работал» над кусками мрамора. Снова цитирую Ш. Амонашвили: «Образование есть процесс питания душу и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации». Неужели не имеет значения КТО питает? Просто наши родители, зная, что ничего не могут поделать – учитель, как и правительство, дается свыше – стараются не думать о том, кто уродует душу их ребенка в освященном общественной традицией государственном учреждении.

Ну, пришли бы, хоть побеседовали, посоветовались, если не зарплату, то хоть настроение бы повысили. Заодно бы узнали, что учитель Вашего ребенка считает лучшим, чем собирается питать ваше чадо. Ох, как много зависит от первого школьного учителя!

Помните песню: «Учительница первая моя…»? Моя первая учительница (как я теперь понимаю совершенно отчетливо) была заслуженной, преданной традициям отечественной педагогики, плохо образованной, зловредной теткой. Она привила мне ненависть к моему школьному классу и учебному процессу в целом.

Но, даже в худшем случае, родители могут компенсировать недостатки. Мои родители дождались, когда я пойду в третий класс и начну что-то понимать в окружающей реальности, после чего откровенно сообщили мне, что в жизни не всегда везет на встречи с умными людьми и надо уметь терпеть. Иными словами, что моя учительница – дура, но надо научиться уживаться с этой проблемой! Так они вернули мне самоуважение и чувство реальности. Я ведь и так догадывался об истинном положении вещей, но мне требовалась поддержка, подтверждение тому, что я вижу вещи в правильном свете. После их замечания я понял, что могу доверять своим органам чувств и суждениям. Это позволило мне и дальше опираться на собственный разум, не боясь окружающего мира. Чтоб не вызвать шока у учителей, которые вдруг возьмут почитать сей опус, замечу, что у меня были и очень хорошие учителя. И я любил их куда более осознанной любовью, так как уже умел различать хорошее и плохое. Да и меня они, признаться любили! Учителя – они ведь тоже люди, и умным приятнее общаться с умными, а тем, которых не смогло исправить ни образование ни взросление, все равно будет сладостно угробить любого неординарного ученика.

Самая одаренная девочка Китежа Валя с недоумением жаловалась мне, что в четвертом и пятом классах общеобразовательной калужской школы ее не любили учителя: «Их раздражали мои вопросы!»

«Эх, Валя, меня некоторые твои вопросы тоже раздражают!» - признался я, соблюдая обет честности и искренности, - «Просто я признаю твое право их задавать!»

Прежде чем приступать к школьному обучению детей, попадающих к нам с «улицы» или из детского дома, мы в Китеже пытаемся помочь им обрести внутренние мотивы для обучения, сформировать некую привычку работать с собственным мышлением, умение концентрироваться, запоминать, улавливать причинно-следственные связи.

Учитель должен иметь в поле зрения долговременные потребности развития ребенка. Но ребенок-то их не видит и не понимает. Его интересуют те вопросы, которые лежат на поверхности его сознания. Наши дети до девятого класса вообще не способны смотреть в глубину своей личности, планировать исходя из своих интересов, а не минутной прихоти.

В большинстве случаев неуспевающий ребенок воспринимает воздействие учителя как покушение на свою свободу, внутреннюю гармонию, самооценку. Опыт Китежа показывает, что требуется не менее двух лет, чтобы у ребенка выработалась положительная мотивация учебы. Причем в эти два года речь идет только о принятии необходимости самого «ритуала» и о пробуждении, равно как и удовлетворении, познавательного интереса в целом.

На первом этапе дети должны укрепиться в мысли, что обучение полезно, а также научиться черпать информацию от преподавателей, книг и собственных исследований.

При этом любой успех, любой шаг вперед – ПОБЕДА. Пусть ваш ученик не знает почти ничего, это не имеет никакого значения. На начальном этапе важны не абсолютные знания, а относительные успехи. Важно только одно – он должен захотеть узнать. Потребность породит силы для продвижения, развитие даст навык, а там по осколкам сложится целостный Образ Мира.

«Я поставила ей двойку, а она в слезы!

-Это большой успех. Раньше ей было наплевать на оценки…»

«О ужас, она получила тройку по английскому!

- Но в прошлом году она не могла сказать на уроке ни слова по-русски!»

«Он десять минут выкручивался, объясняя мне, почему не выучил задание по биологии. Так я ему поставил пятерку по риторике.»

(из разговоров китежских учителей).

Ни знаний, ни навыков самостоятельной работы, ни желания напрягаться. А учителям все равно нельзя кричать, подавлять, устрашать. Лучший выход – чувство юмора, которое не оскорбляет личность ученика, но заставляет почувствовать необходимость выхода из состояния плаксивости.

Не сочувствуйте и не проявляйте жалости, это загонит переживания еще глубже или спровоцирует жалость к себе и обиду на мир. Состояние обиды не может быть позитивным – это всегда позиция неудачника.

В Китежской школе мы стараемся избежать излишней «соревновательности». Даже без поощрения учителем, дети всегда склонны сравнивать успехи друг друга. Ученики младших классов просто беспощадны к тем, кто проявляет слабость. Стремление указать на недостатки других особенно присуще именно неуверенным в себе пятиклассникам и шестиклассникам. Так им удобнее отвлекать учителя от собственных недостатков. Попытка, конечно, наивная, но от этого она не становится менее болезненной для отстающих.

Итак, лозунг учителей, работающих с проблемными детьми – не сравнивать!

У каждого своя программа развития, своя вершина, свои возможности. Мы формируем личность. Масштаб видения педагога не должен ограничиваться сегодняшней контрольной работой. В микрокосмосе детского сознания действуют иные законы времени и пространства.

Некоторые родители пытаются отдать своих детей в школу как можно раньше, не понимая, что для ребенка серьезным испытанием оказывается «быть самым маленьким в классе». Тому, кто дорос интеллектуально, но не успел обрести соответствующей этому возрасту физической формы, необходим сильный характер, чтоб отстоять свое право на интеллектуальное превосходство. За него ведь в обычной школе могут и побить. А вот если у ребенка характер слабый, то рано начавшаяся школьная эпопея может закончиться для него подчинением другим примитивным, но более сильным личностям. На практике это означает членство в подростковой банде (и не на первых ролях), наркомания, прихлебательство и т. д., чего не пожелает своему ребенку ни один родитель.

Итак, внешние размеры часто не соответствуют внутреннему самосознанию ученика. Поэтому, Педагогический совет китежской школы оставляет за собой право в отдельных случаях перемещать учеников из класса в класс исходя из их реального развития, а не возрастного признака. И уж конечно сам учитель должен реально представлять, кто сидит перед ним в классе, исходя не из очевидного облика, а из реальной внутренней готовности постигать знания.

В тех классах, где китежским учителям удалось пробиться к разуму и совести детей, ученики уже борются только против своих собственных недостатков и ограничений. Мы считаем подобную практику очень важной для повышения успеваемости. В этой плоскости уроки становятся тренингом для становления личности, способной трезво оценивать свои возможности и не бояться чужого превосходства.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ?

Тоже, что и всегда – заставлять учиться, осуществляя равномерное и плавное давление на ребенка по все направлениям. И ребенка не пугать, и собственную нервную систему не расшатывать! Главное понять, что интеллектуальное развитие (в хороших школах оно и выступает конечной целью уроков) это и есть один из главных видов терапии. Оно расширяет возможности разума, а тот, в свою очередь помогает личности справляться с психологическими проблемами.

Наш опыт показывает, что в некоторых случаях даже пятиклассник способен сопоставлять себя с окружающими, логически анализировать свои внутренние проблемы. Шестиклассники уже демонстрируют способность слушать и понимать доводы разума даже в той области, которая касается их страхов и тайных ожиданий. Интеллектуальное развитие позволяет лучше понять советы родителей и вообще весь Большой Мир, облегчая тем самым работу с собственными слабостями и недостатками.

Развиваясь интеллектуально, ребенок начинает более трезво оценивать свои собственные недостатки, а взрослые воспитатели получают возможность напрямую обращаться к его сознанию, добиваясь сознательного (и потому более эффективного) сотрудничества в деле преодоления внутренних препятствий, мешающих развитию.

Задача учителя - создать творческую атмосферу, которая САМА НАЧИНАЕТ УСИЛИВАТЬ АЗАРТ УЧЕНИЯ.

Новая информация, вбитая через насилие, переваривается плохо, как пища, скушанная без аппетита.

Я говорю не о том, что каждое новое правило необходимо раскрашивать эмоциями – это просто не возможно. Но учебный процесс должен строиться учителем с учетом того, что ребенку для развития необходимо как можно чаще переживать мгновения радостных открытий. Я бы даже сказал, что ЭТО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛЮБОГО УРОКА. Так сочетается усвоение программы с воспитанием гармоничной личности, ориентированной на саморазвитие.

Факты надо не просто зазубривать, их надо научиться обрабатывать и применять на практике в реальной жизни. А научиться этому можно, если только каждое «знание» понято, пережито и усвоено, как свое. Для этого ребенок должен ХОТЕТЬ работать с этим «знанием». Путь к «охоте» лежит через радость, через стремление повторить удовольствие. Ребенок должен почувствовать вкус к постоянным переживаниям открытий. Это, конечно, не модные в психологии «инсайты», а эмоционально окрашенные мгновения маленький прозрений. К ним должен подводить взрослый, подводить и обращать внимание, так чтобы в зависимости от уровня культуры ребенок сказал или «У, блин!» или «Эврика!»

Некоторые дети обладают этой счастливой способностью с рождения. Но и в этом случае взрослый должен оказывать постоянную моральную поддержку ребенку, показывая, что разделяет радость и удивление. На первых порах не лишнее и специально обратить внимание ребенка на сложные задачи, поставленные или учебником или жизнью. Важно, что ребенок обучается замечать их, искать решения и, в конечном счете, воспринимать поиск решений как гимнастику для ума, как вызов и радость.

Взрослый подбрасывает задачи – ну как попробуй, ты же справишься, а вот это тебе еще не встречалось, сможешь? Такой подход помогает установить отношения сотрудничества и не выглядит в глазах ребенка занудой. (Помните сетования домоуправительницы в «Малыше и Карлсоне» - «Ух, какая это мука воспитывать!»). Взрослый должен тонко и кратко ставить акценты. «Молодец», «Как ты метко подметил!» Еще лучше действует непрямая похвала – «Полюбуйся, дорогая жена, какую картину нарисовал наш мальчик, почти профессионально». Замечания такого рода позволяют ребенку сохранить независимость, но при этом сравнить свой взгляд со взглядом родителей.

У нас в Китеже есть афоризм – «Трудно только первые девять лет найти индивидуальный мотив для каждого ученика, оставшиеся два года учитель может отдыхать - ученик сам освоит всю школьную программу».

Если ребенок однажды испытал удовольствие от решения задачи или хорошего ответа у доски, если ему доступна творческая радость накопления и переработки информации, то учить его легко и приятно. Тогда в отношениях педагога и ребенка устанавливаются отношения безопасной привязанности. Идет свободный обмен знаниями, что включает в себя и эмоциональный опыт. Доверие открывает каналы, и развитие происходит быстро и без кризисов.

Мы в Китеже практикуем уроки–погружения, часто проводим игровые уроки – соревнования, где младшие и старшие объединенные в общие команды, сообща работают над решением проблем. За пару часов интенсивной работы на таком уроке ребенок может достигать действительно решающих прорывов в осознании изучаемых проблем.

Победа команды и здесь оказалась мощнейшим стимулом для активного участия всех детей в образовательном процессе, причем и в роли учителей и в роли учеников.

Конечно, основой учебного процесса остаются обычные уроки, но нам в Китеже удалось избежать рутины губительной для развития творческого мышления.

Наша работа выходит за рамки четких методических разработок, вернее делает возможными и применение конкретных методик, и творческий поиск, и импровизацию, то есть расширяет сферу контакта учителя с учеником.

Тут уже речь идет не столько о передаче интеллектуальной информации, сколько о трансформации личности ученика в определенном, заранее заданном направлении. Может быть, ради этого развития не жалко пожертвовать временем, отпущенным на выполнение школьной программы?

В идеале стимулом к учебе служит обычная любознательность. Но такие дети попадаются, увы, очень редко в любой школе. Некоторых детей удается увлечь погоней за хорошими отметками и, следовательно, мотивом здесь выступает одобрение окружающих и, прежде всего, родителей. Такой путь легко проделать в младших классах, но он не гарантирует, что, достигнув выпускного класса ученик потеряет интерес к отметкам (например, на фоне влюбленности в одноклассницу). Тогда останется последнее и далеко не лучшее средство – «стращать призывом в армию».

Ну и последний, самый простой и неэффективный способ – просто заставить. Он плох тем, что обрекает родителей и учителей на постоянную роль пугала. К тому же со временем любые наказания становятся привычными и перестают выполнять роль мотива. Тогда ребенок вообще перестает учиться.

Некоторая доза принуждения, тем не менее, необходима, важны отметки и, особенно, похвалы родителей. Но сильнее всего, как мы заметили, действует пример старших товарищей и соревнование в среде сверстников. Мы добились осмысленного сотрудничества со старшеклассниками, которые помогают нам вести уроки, следят за тем, как младшие делают домашнее задание, помогают разобраться с задачей и при этом следят, чтобы ребенок сам приучался концентрироваться на достижении результата.

(Для тех, кому это интересно)

Обязанности учителя Китежской средней школы

Учителя в Китеже проводят с детьми больше времени, чем родители, иногда даже интеллектуальный контакт с детьми у них бывает более тесным. Процесс образования не ограничен формальными уроками в классе, а охватывает весь спектр взаимодействия личностей. Поэтому к преподавателям в Китеже предъявляются особые требования.

Учитель несет ответственность за жизненный выбор ребенка, за формирование его характера. В идеале каждое занятие должно превращаться в диалог, совместный поиск истины. Дети в Китеже обращаются к взрослым на «ты» и по именам. Мы не любим лишних барьеров между учеником и учителем. Авторитет дает не должность, а умение найти общий язык с каждой маленькой личностью.

Учителя могут быть только психически устойчивыми, сбалансированными личностями, привлекательными для детей, образованными и вдохновенно относящимися к своему предмету. Учителя должны изучать особенности детской психологии, стремиться действовать в рамках тех психологических законов и методов, которые сложились в общине. Учителя должны сочувствовать всем детям, независимо от их интеллектуальной или социальной компетенции, и быть способными перевести это сочувствие в практическую плоскость. Учителя должны понимать «язык» детей и уметь вести диалог в понятной и безопасной для детей форме. Учителя должны поощрять самостоятельную деятельность детей, их стремление использовать свои знания и умения в любой отрасли жизни. Учителя должны признавать вклад других членов сообщества в развитие детей и постоянно обмениваться информацией о путях развития каждого конкретного ребенка.»

Одним словом, рабочий день учителя не ограничен временными рамками, а мотивы его поведения – зарплатой. Ключевым понятием здесь становятся такие ценности, как призвание и осознание своей ответственности. В Китеже быть приверженным этим ценностям - это и нравственная задача, и насущная экономическая необходимость.

СТАРШИЕ КЛАССЫ

Ребенок пошел в 7 – 8 класс и золотой период отношений со школой заканчивается. Начинается эпоха противодействия учителям и родителям. Если ребенок не знает, например, того или иного слова, то, с точки зрения преподавателя, логично сообщить ему это слово. Учащийся же в этот момент чувствует себя уличенным в незнании, потерявшим лицо перед окружающими сверстниками, что немедленно влечет негативную реакцию, эмоциональный барьер и никак не может содействовать восприятию информации. Значит, главным препятствием остается внутренняя неуверенность в себе, боязнь показаться смешным. Это очень распространенная болезнь, которой страдают и большинство благополучных детей. Лечить ее надо, но может ли это сделать преподаватель-предметник, зажатый тисками учебной программы?

Чем больше давит учитель, тем хуже ребенок усваивает. Давление должно быть четко организованным, порождать азарт преодоления, а не отчаяние и сомнение в собственных силах. Тревога убивает любопытство и стремление к познанию.

А окружающая среда уже ставит следующие задачи – развитие и реализация заложенных способностей и талантов.

Приходится все время догонять, напрягаться, развивать в себе новые навыки и способности. А время торопит, а учителя тащат из класса в класс, идет процесс полового созревания, добавляя неразбериху во внутренний мир. И надо соответствовать, и некогда оглядеться.

Если ребенок привык доверять родителям, то в случае неудачи в школе или во дворе он придет к Вам за поддержкой и советом. Попробуйте оценить оказанное вам доверие и не обманите его. Помните, семья для вашего ребенка – единственное надежное место, где он черпает силы для новой попытки. Помогая разобраться в ситуации, не ругайте его за ошибки и промахи и не хвалите без достаточных оснований (честность и искренность!) – на этой стадии юную личность не удовлетворит пустая похвала или снисходительное одобрение.

Он вырос, он способен теперь переживать радость от реальных успехов. Каждое новое чувство победы ведет к попытке взять новую вершину. Вершины предлагаем мы – учителя и родители. Если побед будет много, и все они воспринимаются ребенком как подлинные, то постепенно у него создастся установка на успех и восстановится вера в себя, которая поможет выдержать и поражения, неизбежные в столкновении с реальным миром.

«Я не могу сам себя усадить за уроки. Мне бы нужен кто-нибудь, кто заставит не отходить от книг, пока не закончу…» (из откровений десятиклассника)

В Китеже с 2000 по 2002 год на тридцать детей лишь трое оказывались способны самостоятельно усадить себя за подготовку домашних заданий. Остальные более - менее откровенно признавали, что им нужна чужая воля, чтобы на нее опереться.

Проанализировав «эффективность» самостоятельной подготовки и количество потерянной родителями нервной энергии, мы пришли к необходимости организовывать двухчасовые сессии по подготовке домашних уроков.

Школа закончилась? Да здравствует школа!

Час работы, час активных игр на улице и назад в школу. Не бойтесь дети – учителей там не будет, да и отметок тоже. Вы снова вместе в едином поле сознания. В большом зале собрались ученики всех классов. Шуршание страниц, деловитое сопение, но никаких разговоров. За соблюдением тишины наблюдают наставники. Они же проверяют сделанные упражнения и примеры, а еще пытаются делать и свои уроки. Как ни странно, двойная нагрузка в данном случае полезна. Чуть больше организации собственного времени, чуть больше усилий и наши старшеклассники стали сами лучше учиться, к тому же резко выросло их чувство ответственности и престиж. Сработал испытанный афоризм «Три раза объяснишь – сам поймешь».

«Тонкость! Главное тонкость!»

Помогая, главное не перестараться. Наставники понимают, что надо стимулировать поиск правильного решения, выводить мысли из тупика, но нельзя подменяют сам процесс самостоятельного решения.

Конечно, у нас были и сомнения, не получится ли, что-то у нас вроде лагеря строго режима. На первый взгляд мы столкнулись с противоречием – свободное гуманное воспитание, развитие самостоятельности, а с другой стороны – жесткий контроль, коллективная ответственность.

Написал и сам удивился парадоксу. С одной стороны, мы каждый день убеждаемся, что детей надо «мотивировать», используя весь разнообразный арсенал способов от кнута до пряника. (Страсть к знаниям – самый лучший, но практически не встречающийся мотив.) С другой стороны, наилучших результатов мы стали добиваться только тогда, когда дети, поставленные перед необходимостью учиться, стали это делать сами, без давления из вне. Мы заметили, что в этом случае их сознание как-то по иному обрабатывает полученную на уроке информацию. Ученики, лишенные мелочной опеки взрослых, стали с удовольствием докапываться до сути вопросов, щеголять новой информацией, пытаться использовать новые знания на практике.

РЕЗЮМЕ

Посмотрите на зерно, росток и могучий дуб. Если пропустить промежуточные стадии, то поверхностный наблюдатель решит, что перед ним три совершенно разных растения. Так же и наши ученики – они находится в состоянии постоянной трансформации, они просыпаются сегодня, не помня, что было вчера, другими личностями, с новыми целями и надеждами, но часто и со старыми страхами. Они жаждут измениться, но цепляются за все старое и привычное. Они хотят доказать свою уникальность и непохожесть, но в словах, поступках и одежде проявляют подражательность приматов.

Поэтому система, воспитывающая и развивающая ученика, для того чтобы попадать в такт с эволюционными скачками наших детей, должна быть сама по себе универсальной, целостной, жизненной и пластичной.

-6-

ВСЕ ЭТО МЫ ПОПЫТАЛИСЬ ВОПЛОТИТЬ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ОБЩИНЕ КИТЕЖ

Вам, родители, необходимо просто поверить, что ваш ребенок не дурак, и, следовательно, у него есть способность делать выводы из ситуаций и самостоятельно обучаться, то есть вносить изменения во внутреннюю программу собственного развития.

Если провести аналогию с деревом, то я бы сказал, что садовник не в силах исправить кривизну ствола взрослого растения частыми поливами и порциями навоза.

Взрослый обязан действовать на тончайшем уровне сознания, каждый день, подбрасывая новые идеи, подталкивая к новым открытиям (или, говоря языком компьютерщиков, вносить изменения в программу, отвечающую за набор информации).

Поэтому, вам придется научиться замечать мельчайшие изменения в настроении и самочувствии ученика, при этом помня, что перед вами лишь промежуточная ступень развития – личность, переживающая процесс трансформации.

Но, похоже, что лишь в начале пути в ребенке действует механизм, заставляющий его самостоятельно развиваться, интенсивно черпая информацию из всех возможных источников. Тогда каждое новое ощущение вызывает мощное переживание, иногда даже перестройку Образа Мира (первый поцелуй, первое предательство и т.д.).

Сегодня ребенок сообщил вам, что хочет быть сильным и, поэтому, готов «хорошо кушать». Это очень утешительное осознание, но через какое-то время вам придется добавить к этому осознанию следующее – «чтобы быть сильным, надо не только кушать, но и заниматься спортом». Потом он услышит, что грубая физическая сила сама по себе – еще ничего не значит, и куда важнее сила духа. А теперь представьте себе ситуацию, когда заботливые, но нетерпеливые родители пытаются закачать в сознание ребенка всю эту информацию в течение трех дней. Ребенок не успеет все это «переварить», собьется, испугается и, скорее всего, на всю жизнь останется приверженцем только той истины, которую услышал первой. И вот – вместо сильной личности родители имеют закомплексованного толстяка.

«Вчерашний инсайт сегодня – прошлое, а завтра – сопротивление,» - замечает по этому поводу Д.Энрайт.

На более поздних этапах новая информация лишь скользит по поверхности сознания, не производя мощного преобразующего воздействия. «Я все это уже видел (даже, если и не видел), «я сто раз читал подобную фигню, ничего нового…». Сознание, стремящееся к покою и экономии усилий просто не пускает новую информацию внутрь. Любой инсайт требует усилий. У полноценных личностей «понять» – означает начать действовать, жить по-новому... А это страшно. Вдруг откроется истина, после которой надо будет перестраивать всю свою устоявшуюся жизнь? «Гром не грянет, мужик не перекрестится.»

Хрестоматийный пример этого приведен в гениальном произведении Л. Н. Толстого и изучается во всех школах РФ – это прозрение князя Андрея на поле Аустерлица. Понадобилось французское ядро, чтобы выбить князя из меланхолической мечты о славе. Вот лежит он среди мертвых тел под голубым небом и прощается со старыми жизненными ценностями. Почему этот умный человек не пришел к осознанию в мирное время, когда и свободного времени было побольше, да и для мыслительной работы условия как-то более подходили?

Любая серьезная трансформация происходит во взрослеющей личности, как правило, через стресс.

Стресс становится обязательным условием развития личности. Разумеется, как любой витамин, он должен приниматься в ограниченных количествах.

Н. Козлов, со свойственным ему жизнеутверждающим юмором объясняет, что для прорыва сквозь внутреннюю защиту Ума шаманы и прочие знатоки человеческих душ использовали фактор «ошеломления». Палкой по голове – и человек от удивления впитывает некий объем необходимой информации. Можно использовать и более щадящий способ – спектакль. Ритуал, тайна, ожидание и взлет эмоций во время действа – а в результате новая информация просачивается в сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: