Дезадаптация

Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.

Социальная дезадаптация - использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

К общим признакам социальной дезадаптированности относятся:

§ неустойчивость прежних социальных связей, имеющая тенденцию к их разрыву;

§ нарушение ритмов повседневных процессов, системно сложившихся взаимодействий и соучастии (бытовых, профессиональных, кровнородственных, политических, социокультурных);

§ сужение диапазона и интенсивности привычных видов занятости во внерабочее время (бытовых и семейно-родственных нагрузок, форм и способов проведения свободного времени, волонтерской деятельности и т.д.);

§ сокращение с тенденцией к прекращению привычных масштабов социальной мобильности для организации общения по интересам;

§ утрата личностно значимого перестает восприниматься как горестное, невосполнимое явление. Происходит привыкание к утрате, субъект приобретает своеобразную "окаменелость". Исходом может быть либо активизация взаимодействий по реализации социально значимых интересов и стратегий, либо отстраненность от всего, самоизоляция, дистанцирование от сложившихся связей и отношений.

Социальная дезадаптация школьника характеризуется следующими признаками:

§ отсутствие навыков общения;

§ неадекватная оценка себя в системе общения;

§ высокие требования к окружающим;

§ эмоциональная неуравновешенность;

§ установки, препятствующие общению;

§ тревожность и боязнь общения;

§ замкнутость.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная сово­купностью факторов социального, психологического, психосома­тического характера, приводит к депривации основных потреб­ностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном раз­витии и самореализации.

Школьная дезадаптация - Стойкий отказ от посещения школы вследствие затруднений усвоения программы обучения или в связи с нарушением взаимоотношений и конфликтами со сверстниками и педагогами. Наблюдается у детей и подростков, страдающих невротическими расстройствами или обнаруживающих проявления начинающегося психоза. Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:

§ просчеты воспитания;

§ особенности характера и темперамента;

§ личностные характеристики.

В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, роль образовательного учреждения как института социализации личности стремительно возрастает. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации. К ним относятся психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды - ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении начиная с учреждений

дошкольного образования, реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения, меры медицинской реабилитации, которые выполняют медицинские работники с участием специалистов ближайшей поликлиники.

В психиатрии под дезадаптацией понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: