Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.
Социальная дезадаптация - использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.
К общим признакам социальной дезадаптированности относятся:
§ неустойчивость прежних социальных связей, имеющая тенденцию к их разрыву;
§ нарушение ритмов повседневных процессов, системно сложившихся взаимодействий и соучастии (бытовых, профессиональных, кровнородственных, политических, социокультурных);
|
|
§ сужение диапазона и интенсивности привычных видов занятости во внерабочее время (бытовых и семейно-родственных нагрузок, форм и способов проведения свободного времени, волонтерской деятельности и т.д.);
§ сокращение с тенденцией к прекращению привычных масштабов социальной мобильности для организации общения по интересам;
§ утрата личностно значимого перестает восприниматься как горестное, невосполнимое явление. Происходит привыкание к утрате, субъект приобретает своеобразную "окаменелость". Исходом может быть либо активизация взаимодействий по реализации социально значимых интересов и стратегий, либо отстраненность от всего, самоизоляция, дистанцирование от сложившихся связей и отношений.
Социальная дезадаптация школьника характеризуется следующими признаками:
§ отсутствие навыков общения;
§ неадекватная оценка себя в системе общения;
§ высокие требования к окружающим;
§ эмоциональная неуравновешенность;
§ установки, препятствующие общению;
§ тревожность и боязнь общения;
§ замкнутость.
Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном развитии и самореализации.
Школьная дезадаптация - Стойкий отказ от посещения школы вследствие затруднений усвоения программы обучения или в связи с нарушением взаимоотношений и конфликтами со сверстниками и педагогами. Наблюдается у детей и подростков, страдающих невротическими расстройствами или обнаруживающих проявления начинающегося психоза. Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:
|
|
§ просчеты воспитания;
§ особенности характера и темперамента;
§ личностные характеристики.
В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, роль образовательного учреждения как института социализации личности стремительно возрастает. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации. К ним относятся психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды - ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении начиная с учреждений
дошкольного образования, реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения, меры медицинской реабилитации, которые выполняют медицинские работники с участием специалистов ближайшей поликлиники.
В психиатрии под дезадаптацией понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания.