Основная общая цель организации, причина ее существования, называется миссией организации. Именно миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику.
Цели – это те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию. Миссия определяет место и значение в обществе, а также характер взаимодействия с внешней средой, внутреннее устройство организации, культуру взаимоотношений внутри организации. Цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и
реальными условиями, в которых она функционирует.
Под целью мы понимаем состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Цели подразделяются на стратегические и тактические.
Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития, а тактические - при решении оперативных задач управления. Наиболее распространены ситуации, когда тактические цели формируются для реализации стратегических целей организации.
Цели бывают траекторные и точечные.
Траекторные (направляющие) определяют общее направление, в котором должно измениться состояние управляемого объекта (цель «увеличение прибыли» - лишь направление).
Точечные цели определяют стремление достичь конкретного результата (например, прибыль в размере …).
Цели бывают различных иерархических уровней. Если целью 0–го уровня считать генеральную цель, то целями 1-го уровня будут более мелкие цели, достижение которых позволяет достичь и генеральную цель.
Цели 2-го уровня, в свою очередь, могут представляться в виде совокупности целей 3-го уровня и т. д. Схематически – это дерево целей.
Использование дерева целей является основой программно-целевого подхода – метода перспективного планирования.
Каждому уровню, начиная с 1-го, могут принадлежать несколько целей. Цели, принадлежащие одному уровню, могут быть взаимно нейтральными, кооперироваться или конкурировать.
Управленческие воздействия, необходимые для реализации взаимнонейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга.
В случае кооперирующихся целей управленческие воздействия, необходимые для реализации, подкрепляют друг друга так, что одно из них способствует и реализации другого. Достижение одной нередко обеспечивает достижение и другой, кооперированной с ней цели.
В случае конкурирующих целей достижение одной из них может означать отказ от другой. Например, если цели могут быть реализованы только с использованием одного и того же ограниченного ресурса, например, за счет одного и того же объема финансирования.
Процесс формирования целей может быть организован как в прямом, так и в противоположном направлении.
При построении дерева целей прямым способом считается нецелесообразным переходить к целям более низкого иерархического уровня до тех пор, пока:
Ø не сделано словесное и количественное описание цели;
Ø цель не развернута во времени;
Ø для всех целей не определены коэффициенты их относительной важности.
Дерево целей гораздо эффективнее набора мероприятий, построенного традиционными методами.
Сформулированные при разработке стратегии и тактики цели должны удовлетворять определенным требованиям. Укажем некоторые из них.
Комплексность – охват всех аспектов проблемной ситуации.
Системность – учет всех составных элементов системы управления объектов при формировании целей.
Согласованность – цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.
Достижимость – цель должна быть реальной при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.
Конкретность – цель должна предполагать для своей реализации четкие управленческие воздействия.
Гибкость – цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки при изменении условий.
Приемлемость – цели должны быть приемлемы для собственников, для работников и для потребителей продукции или услуг, представляемых организацией.