Б. Испытания рудничных канатов

§416. Все подъемные канаты вертикальных и наклонных шахтных подъемов (за исключением канатов на грузовых наклонных подъемах с уклоном менее 300), а также канаты для подвески полков должны быть перед навеской испытаны на канатно-испытательных станциях.

Все остальные канаты, размещаемые в стволах, в том числе уравновешивающие, а также канаты всех других установок и механизмов перед навеской не испытываются. Навеска этих канатов производится по данным заводского акта — сертификата.

Резервный испытанный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 мес.

§417. Подъемные канаты, за исключением канатов в установках с одноканатным и многоканатным шкивами трения и нижних уравновешивающих канатов, должны повторно испытываться через каждые 6 месяцев.

Для исключительно грузовых и аварийных подъемов, а также канатов для подвески полков и спасательных лестниц первое повторное испытание канатов допускается через 12 мес. и затем через каждые 6 мес. Срок повторных испытаний канатов исчисляется с момента их навески.

§418. Для испытания каната отрезается его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната обрезается кусок его такой же длины над последним жидком запанцировки.

§419. Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского паспорта, заверенной шахтой, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой. На ярлыке должны быть ясно указаны: комбинат, трест, шахта, номер и назначение подъема, канат правый или левый, заводский номер каната, ГОСТ, диаметр каната, конструкция каната, даты навески, отрубки и отправки каната на испытание. Оба конца образца каната должны быть надежно обвязаны проволокой.

§420. На подъемах со шкивами трения (одноканатных и многоканатных) предельный срок службы подъемных и уравновешивающих канатов устанавливается 2 года.

В отдельных случаях после проверки канатов дефектоскопом срок их службы может быть продлен решением специальной комиссии.

Для нижних уравновешивающих канатов машин с цилиндрическими барабанами и тормозных канатов предельный срок службы устанавливается 4 года.

Продление срока службы канатов свыше 4 лет допускается только после разработки и осуществления дополнительных мер по контролю за его состоянием, утвержденных главным инженером шахты.

В стволах с агрессивной средой срок службы канатов устанавливается на предприятии специальной комиссией с учетом конкретных условий, но не более установленных настоящим параграфом.

§421. Каждая проволока вновь навешиваемого каната должна быть испытана на разрыв и перегиб в соответствии с действующим ГОСТом. Проволока канатов, служащих для людских и грузо-людских подъемов, должна быть по качеству марки В; для грузовых подъемов допускается не ниже марки I.

При повторных испытаниях канатов нормы гибкости проволок допускается принимать по нижележащей группе (канаты марки В испытываются по марке I, канаты марки I — по марке II).

§422. Канат должен быть забракован, если при испытании перед его навеской суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, составляет:

а) для канатов, служащих для подъема и спуска людей (марка В), — 6 %;

б) для грузовых канатов (марка I) — 10 %.

§423. Канат должен быть снят и заменен другим, если при повторном испытании:

а) запас его прочности окажется ниже 7-кратного для людских и аварийно-ремонтных подъемов; 6-кратного для грузо-людских подъемов; 5-кратного для грузовых, передвижных подъемов, подвески полков и спасательных лестниц;

б) суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25 % общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

На канаты вертикальных стволов глубиной более 600 м, рассчитанные по переменному запасу прочности, распространяется только требование пункта «б».

§424. При бесконечной откатке канатом по наклонным выработкам канаты должны иметь при навеске запас прочности не менее:

а) 5,5-кратного при длине откатки до 300 м;

б) 5-кратного при длине откатки от 300 до 600 м;

в) 4,5-кратного при длине откатки от 600 до 900 м;

г) 4-кратного при длине откатки от 900 до 1200 м;

д) 3,5-кратного при длине откатки свыше 1200 м.

§425. Подъемные канаты для вертикальных стволов глубиной более 600 м могут иметь переменный запас прочности в зависимости от высоты подъема. При этом отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета веса каната) должно быть не менее:

а) 13-кратного для людских подъемных установок;

б) 10-кратного для грузо-людских подъемных установок;

в) 8,5-кратного для грузовых подъемных установок;

г) 11,5-кратного для подъемных установок со шкивами трения одноканатных (людских, грузовых и грузо-людских) и многоканатных людских и грузо-людских;

д) 9,5-кратного для многоканатных грузовых подъемных установок.

Запас прочности с учетом веса каната должен быть не менее 4,5-кратного для грузовых подъемных установок и 5-кратного для людских и грузо-людских подъемных установок.

Требования настоящего параграфа не распространяются на канаты аварийно-ремонтных подъемных установок.

§426. Канаты для подвески в стволах насосов и труб для водоотлива, вентиляции, цементации, сжатого воздуха, а также кабеля должны иметь при навеске запас прочности согласно §381 настоящих Правил; предельный срок их службы устанавливается в 2 года.

§427. В качестве канатных проводников и отбойных канатов эксплуатационных шахт должны применяться канаты закрытой конструкции, имеющие в наружном слое проволоки фасонного профиля высотой не менее 5 мм. Для этих целей допускается применение круглопрядных нераскручивающихся однослойных канатов крестовой свивки с металлическим сердечником и диаметром наружных проволок не менее 2 мм. Рекомендуется применение оцинкованных канатов. В качестве канатных проводников проходческих подъемов должны применяться такие же однослойные круглопрядные канаты как с металлическим, так и с органическим сердечником, а также многопрядные канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.

§428. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками головные канаты для обоих подъемных сосудов должны навешиваться одного диаметра, конструкции и направления свивки.

§429. В качестве амортизационных, а также тормозных канатов парашютов должны применяться нераскручивающиеся круглопрядные канаты крестовой свивки с органическим сердечником. Диаметр наружных проволок тормозных канатов должен быть не менее 2 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: