Тема. «Слово».
Цель. Ознакомление со словами, обозначающими признаки предмета.
Оборудование. Предметные картинки, лимон, разные игрушки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Повторение материала, отработанного на предыдущем занятии. Логопед спрашивает, к каким предметам можно поставить вопрос: «Кто это?» Дети отвечают: «К тем предметам, которые обозначают людей, различных животных». «А вопрос «Что это?» к каким предметам можно поставить?» (К неживым.) Так повторяется тема.
3. Различение слов-предметов и слов-действий.
Логопед предлагает детям назвать по одному слову, к которому можно поставить вопрос: а) Кто это? б) Что это? в) Что делает? При затруднении можно предложить детям картинки.
4. Наблюдение над словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает детям рассмотреть лимон и ответить на вопрос: какой? (Овальный, желтый, душистый, большой, спелый.)
Логопед. Мы услышали много разных слов, и ко всем этим словам можно поставить вопрос: какой? А теперь посчитайте, сколько я скажу слов: «Большой, новый». (Два слова.) Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос: какой?
Аналогично отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая? какое?