Цель. Обучение согласованию числительного с прилагательным и существительным.
Оборудование. Вырезанные из картона грибы, матрешки, яблоки, мячи, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Согласование числительного с существительным. Назвать, сколько предметов, каких.
Логопед демонстрирует грибы:
— Один, два, пять.
Дети отвечают:
— Один гриб. Два гриба. Пять грибов.
3. Согласование числительного с прилагательным и существительным.
Назвать, сколько предметов.
Логопед демонстрирует разное количество цыплят. Обращает внимание или выясняет у детей, какие цыплята по цвету. Дети отвечают:
— Один желтый цыпленок. Два желтых цыпленка. Пять желтых цыплят. И т. д.
4. Повторение составных частей задачи.
Логопед. Сейчас будем учиться составлять задачи. Сначала вспомним, из каких частей состоит задача. (Условие. Вопрос.) Послушайте, задача это или нет: «На ветке сидели три птички. К ним прилетели еще две птички. (Это не задача.) Почему? (Нет вопроса.) Поставьте вопрос. (Сколько стало птичек?) Слушайте внимательно, задача это или нет: Сколько всего апельсинов на тарелке? (Не, задача.) Почему? (Нет условия.)
|
|
Все вместе делают вывод, что в задаче должно обязательно быть условие и вопрос.
5. Составление задач.
Логопед демонстрирует вырезанные из картона грибы (два белых гриба и один подосиновый), елку.
Дети составляют задачу по демонстрации.
Образец составленной задачи: Под елкой выросло два белых гриба и один подосиновый. Сколько всего грибов выросло под елкой?
6. Составление задач по сюжетным картинкам.
Рассмотреть свою картинку. Составить задачу. У каждого ребенка одна сюжетная картинка. Решение задач не спрашивается. Дается только ответ.
Составление сложных предложений по демонстрируемому действию