Тема. «Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Цель. Познакомить детей с содержанием рассказа «Как медведь сам себя напугал». Учить устанавливать причинно-следственные связи в рассказе.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Чтение рассказа «Как медведь сам себя напугал» (дается в сокращении).
«Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает!
«Не уйти ли лучше?»
Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила!
Так сам себя медведь напугал».
|
|
3. Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов: хрустнула, угодила, помчал, дал стрекача.
4. Подбор синонимов к указанным словам.
5. Выяснение понимания детьми смысла рассказа. Отобрать картинки, которые не подходят к рассказу.
Ответить на вопрос: почему?
6. Рассмотреть картинки, поставить их в порядке рассказа. (Дети располагают картинки в последовательности рассказа, например: сначала медведь, потом ветка, белка, шишка и т. д.)
7. Выяснение причинно-следственных связей.
Ответить на вопросы: почему медведь убежал из леса? Почему лоси испугались? Почему испугались сороки? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка? Пересказ рассказа цепочкой по опорным картинкам.
Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу «Как медведь сам себя напугал».