Влияние блокады на физическое развитие детей и подростков

Изучение роста чрезвычайно важно для выяснения механизмов жизнедеятельности человека. Индивидуальные морфометрические различия обусловлены как генетическими причинами, так и внешними условиями жизни человека. Показатели роста и развития детей и подростков приобретают особое значение в связи с тем, что они отражают наиболее интенсивный период становления формы и функции организма. Кроме того, многие компоненты крови и органов тела меняются параллельно с ростом.

В Советском Союзе уделялось большое внимание состоянию здоровья детей. Во время Великой Отечественной войны в блокированном Ленинграде проблема здоровья подрастающего поколения также была в ряду основных. Об этом свидетельствует ряд постановлений Ленгорсовета и бюро горкома ВКП (б).' Физическое развитие детей является одним из важнейших показателей состояния их здоровья. А. Цетлин дает следующее определение физического развития: «Под физическим развитием человека мы понимаем совокупность морфологических и функциональных признаков и их взаимосвязи и взаимозависимости от окружающих условий внешней среды при руководящей роли центральной нервной системы».2

Возрастные особенности физического развития детей и подростков (анализ литературных источников)

К настоящему времени опубликовано большое количество научных работ, посвященных изучению физического развития различных групп населения. В результате многочисленных исследований были установлены стандарты физического развития детей,

1 ЦГАИПД СПб., ф. 25, оп. 2, д. 4739, 4752.

2 Цетлин А. Физическое развитие детей и подростков. М., 1963.204 с.


характеризующие состояние нормы.3 Было также установлено, что на физическое развитие детей оказывает влияние целый ряд разнообразных факторов: условия жизни, труда, характер питания и многое другое.4

Великая Отечественная война, в которой Советский Союз принял на себя основную тяжесть борьбы с фашизмом, резко изменила условия жизни советских людей. Это не могло не сказаться на физическом развитии детей и подростков. Существует большое количество работ, характеризующих динамику физического развития, состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков за период Великой Отечественной войны.5 Было установлено, что влияние

3 Эрисман Ф. Ф. Санитарное обследование фабричных заведений Клинского уезда. М., 1881; Гундобин M П. Особенности детского возраста. СПб., 1905; Мочан В. О., Поморский Ю. Л. Физическое развитие ленинградского школьника по данным 1927— 1930 гг. Л., 1934; ГешелинаЛ. С. Стандарты антропометрических измерений московского дошкольника // Педиатрия. 1934. № 3. С. 13,14; Бродовская В. С. Основные признаки физического развития в их возрастной динамике. М., 1934; СыркинЛ. А. О физическом развитии советского школьника // Гигиена и санитария. 1936. № 10. С. 30—35; Мени-хес M. А Физическое развитие детского и юношеского населения и методика его исследования по материалам Ростова: Дис.... д-ра мед. наук. Ростов, 1940.489 с; Бунак В. В., Неструх М. В, РогинскийЯ. Я. Антропология. М., 1941; Корсунская М. И. Физическое развитие детей дошкольного возраста Москвы в 1935—40 гг. // Педиатрия. 1944. № 2. С. 69—75; Исраэлян Л. Анатомо-физиологические даты детского возраста (справочник). М. 210 с; Тихвинский С. Б., Архангельская И. А., Миронова 3. С, Миронов С. П.,Леве-нец С. А., Хрущев С. В. Анатомо-физиологические особенности в периодах развития детей и подростков //Детская спортивная медицина. М., 1991. С. 25—43.

4 Эрисман Ф. Ф. Физическое развитие фабричных рабочих центральной России // Статистика физического развития рабочего населения (Москва и губерния) 1889— 1923 гг. / Сост. П. И. Куркин. М., 1925. С. 19—152; Куркин П. И. Статистика физического развития рабочего населения (Москва и губерния, 1889—1923 гг.) // Вопросы труда. М., 1925; Лаппо-Дроздова А. И. Динамика физического развития подростков. М., 1960.119 с; Цетлин А. Физическое развитие детей и подростков; Сальникова П. Физическое развитие школьников. М., 1968.

5 Тур А. Ф. Расстройства питания и другие заболевания у детей Ленинграда в 1941— 1943 гг. // Педиатрия. 1944. № 4. С. 10—18; Цетлин А., Васильевский Н. П., Арон Д. И., Бабушкина Э. Н., Кронзон Б. Ф. Физическое развитие и состояние здоровья детей в годы Великой Отечественной войны // Педиатрия. 1946. № 1. С. 42—47; Зыкин А. И. Физическое развитие учащихся РУ, школ ФЗО и ФЗУ и рабочих подростков Львова в послевоенный период с 1946 по 1949 год. Львов, 1952. С. 11; Широкова-Диваева В. П. Динамика физического развития дошкольников и школьников города Ташкента за 25 лет (1925— 1950): Автореф. дис.... д-ра мед. наук. Ташкент, 1953. С. 24; Баландина В. А. Физическое развитие детей дошкольного возраста Омска (по материалам 1945—1952 гг.): Автореф. дис.... канд. мед. наук. Омск, 1954. С. 11; Пантелеева Е. И. Физическое развитие учащихся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения Иваново в 1945— 1948 гг.: Автореф. дис.... канд. мед. наук. Иваново, 1954. С. 15; Голованова П. Динамика и некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста Москвы и Московской области (по данным обследования 1940—1950—1951 гг.): Автореф.


тяжелых бытовых условий на физическое развитие детей и подростков сказалось в снижении общих (тотальных) размеров тела, веса, окружности грудной клетки, в задержке полового развития. Многие исследователи пришли к заключению, что неблагоприятные условия жизни больше сказываются на мужском организме, нежели на женском.

Работ, посвященных влиянию голода на растущий организм ребенка, очень немного. Среди них нужно отметить классическое исследование В. Г. Штефко.6 Оно посвящено физическому развитию крымских детей, перенесших голод. Им были установлены следующие закономерности:

— больший рост девочек по сравнению с мальчиками в возрасте 6—11 лет;

— первый «перекрест» кривых роста мальчиков и девочек, наблюдаемый между 13 и 14 годами;

— в 8—9 лет и 12—13 лет отсутствует характерное увеличение роста как у мальчиков, так и у девочек;

— большие коэффициенты вариации роста у девочек (кроме возраста 12 лет), чем у мальчиков.

Анализируя эти изменения, В. Г. Штефко делает вывод, что «женский организм в борьбе с внешними условиями более стоек, чем мужской. На этом основании то преобладание в росте у девочек, которое бросается в глаза, в особенности в годы тяжелого существования, должно быть отнесено именно на большую стойкость женского организма, чем мужского».7 Второй важный вывод, сделанный В. Г. Штефко, заключается в том, что «влияние голодания на рост наиболее пагубно действует в возрасте между 12 и 13 годами и между 8 и 9».8

В табл. 1 приведены статистические данные роста детей, перенесших голодание в Крыму в 1922—1923 гг.

Анализ опубликованных источников позволяет сделать вывод, что влияние неблагоприятных условий жизни сказывается на замедлении физического развития детей и подростков, особенно в пе-

дис.... канд. мед. наук. М., 1954; Малышева Л. В. Динамика развития детей младшего школьного возраста Курска в послевоенные годы (1947—1954 гг.): Автореф. дис.... канд. мед. наук. Курск, 1954.15 с; Андреев Л. Н. Физическое развитие детей школьного возраста Курска // Методическое письмо. Курск, 1959; Виленкина X. Л Врачебный контроль за здоровьем и физическим развитием детей дошкольного возраста. Л., 1960; Сальникова П. Физическое развитие школьников.

6 Штефко В. Материалы по физическому развитию детей и подростков. М., 1925.

7 Там же. С. 13, 14.

8 Там же. С. 10.,-',,: • «.


риод полового созревания. Голодание приводит к изменениям соотношения характеристик физического развития мальчиков и девочек, а также к значительному снижению абсолютных показателей роста, веса, окружности грудной клетки.

Таблица 1

Рост детей, перенесших голодание в Крыму в 1922—1923 гг. (по В. Г. Штефко)

Возраст, лет Мальчики Девочки
її М, см с, см v,% п М, см с, см V,%
10 11 12 13 14 15   121.3 127.6 133.8 134.9 142.1 144.2 3.4 3.8 5.0 5.0 3.0 3.0 3.8 2.6 5.8 4.8 3.3 3.0 98 107 152 104 122.4 128.6 133.8 134.1 141.4 4.4 5.4 5.7 5.8 3.4 4.4 5.0 3.7 5.5 4.1

Примечание, п — количество исследуемых (объем выборки); M — среднее арифметическое; а — стандартное отклонение; V — коэффициент вариации.

Цель настоящего исследования — определить влияние неблагоприятных условий, в которых находились дети блокадного Ленинграда, на их физическое развитие.

Гипотеза исследования. Известно, что изменение физического развития и роста организма человека происходит под влиянием как эндогенных (генетических), так и экзогенных (внешней среды) факторов. При этом наиболее интенсивная реакция на действие этих условий приходится на детский и подростковый периоды постна-тальной жизни человека. Предполагалось, что сравнительный анализ антропометрических характеристик развития детей и подростков обоего пола, перенесших блокаду Ленинграда, и их сверстников, но находившихся в других условиях существования, позволит подойти к решению актуальной проблемы обеспечения жизнедеятельности организма в экстремальных условиях. Важным является ответ на вопрос о природе изменения в этих условиях характеристик физического развития — это показатели разрушения механизмов жизнедеятельности или это показатели приспособления, адаптации организма человека к меняющимся факторам среды.

В ходе работы авторы использовали следующие методы:

1. Систематизация антропологической литературы, характеризующей физическое развитие детей и подростков в норме и под влиянием неблагоприятных жизненных условий.


2. Поиск и анализ архивных источников в ЦГА СПб., ЦГАНТД СПб., ЦГАИПД СПб., позволивших обнаружить неопубликованные данные о физическом развитии дошкольников, школьников и учащихся ремесленных училищ.

Статистический анализ систематизированных данных. Для анализа данных, характеризующих физическое развитие человека, широко используется их статистическая обработка. Чаще всего применяется расчет числовых характеристик выборки: среднего арифметического, стандартного отклонения, коэффициента вариации, экстремумов (максимального и минимального значений признака). Использование среднего арифметического позволяет судить о положении центра выборки, стандартного отклонения, экстремумов и коэффициента вариации — о вариативности признака, т. е. о величине отклонения значений признака от среднего арифметического. Чем больше величина стандартного отклонения и коэффициента вариации, тем больше вариативность признака.

Существует определенная, генетически обусловленная тенденция группы признаков физического развития, когда их значение концентрируется около некоторых средних величин. Среднее значение, как правило, соответствует наиболее благоприятному выражению признака для обеспечения жизнедеятельности, а наибольшее и наименьшее его отклонения — наименее благоприятному. Таким образом, существует «генотипический гомеостаз», поддерживающий как оптимум проявления признака, так и диапазон его изменчивости. В случае поддержания постоянства в развивающихся системах этот процесс называют гомеорезом.

Статистический анализ, проведенный в настоящем исследовании, характеризуется следующими особенностями:

— он основывался на данных, полученных из научной литературы и архивных материалов;

— для оценки достоверности различия средних арифметических двух выборок применялся расчет t-критерия Стьюдента, а для оценки достоверности различий в варьировании признаков использовался F-критерий Фишера.

Следует подчеркнуть, что не все опубликованные данные о физическом развитии человека могут быть подвергнуты дополнительному статистическому анализу. Минимальный набор статистических характеристик должен состоять из: среднего арифметического, одного из показателей вариативности (стандартного отклонения или ошибки среднего арифметического) и объема выборки. Только в этом случае возможна оценка достоверности различия выборок с


использованием t-критерия Стьюдента. Это требование соблюдается, к сожалению, не всегда.

Кроме того, следует обратить внимание еще на одну особенность проведенного статистического анализа. Все имеющиеся в настоящее время статистические пакеты, например STATGRAPHICS PLUS, STATISTICA, SPSS или S-PLUS 2000 PRO, ориентированы на обработку исходных данных, полученных в результате измерений. Однако при работе с опубликованными результатами приходится иметь дело с уже определенным образом обработанными статистическими данными. Поэтому использовать готовые статистические пакеты не представлялось возможным. В связи с этим расчет t-критерия Стьюдента и F-критерия Фишера осуществлялся в Excel 97 по специально разработанной программе.

В исследовании были использованы следующие обозначения: п—объем выборки; M—среднее арифметическое; m—ошибка среднего арифметического; а — стандартное отклонение; V — коэффициент вариации; р — уровень значимости; pt — уровень значимости, рассчитанный по t-критерию Стьюдента; pF— уровень значимости, рассчитанный по F-критерию Фишера.

Влияние блокады Ленинграда на физическое развитие дошкольников В настоящем исследовании проведен анализ общепринятых показателей, характеризующих физическое развитие дошкольников: роста стоя (длины тела), роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Следует отметить, что изучению физического развития дошкольников посвящено достаточно много работ. Во всех довоенных источниках приводятся полные статистические данные: среднее арифметическое, стандартное отклонение и объем выборки. После войны результаты исследований чаще всего даны в виде величины процентной прибавки, что не позволяет оценить достоверность приведенных данных измерения физического состояния детей. До войны в Ленинграде физическое развитие подростков активно изучали X. Л. Виленкина и Н. И. Кривицкая.9 В исследованиях X. Л. Виленкиной 1928 и 1934 гг. и Н. И. Кривицкой 1936 и 1937 гг., к сожалению, даны только средние величины, что не позволяет осуществить полный статистический анализ полученных материалов. Однако существуют полные статистические данные М. И. Корсун-

9 Виленкина X Л Врачебный контроль за здоровьем и физическим развитием детей дошкольного возраста, Кривицкая H И Физическое развитие ленинградских детей дошкольного возраста//Советский врачебный журнал 1939 №3. С 706—710

^


ской10 обследования в 1936 г. физического развития дошкольников Москвы и Н.И.Кривицкой — в Ленинграде в 1936—1937 гг. Сопоставление этих данных свидетельствует об их хорошем совпадении - (табл. 2).

?,;, ' -,..

-'JS t<,. Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: