Признаки профессиональной группы

Профессиональная группа, с одной стороны, является носителем наиболее существенных признаков социальных классов, страт, слоев, в состав которых она входит, а с другой - обладает рядом специфических признаков, отражающих главным образом вид ее профессиональной деятельности.

Социально-профессиональную группу характеризуют следующие признаки:

— совместная профессиональная деятельность, которая предполагает объеди­нение представителей данной профессии на основе общих задач и целей дея­тельности;

— совместное «пространственно-временное» бытие, которое создает пред­посылки профессионального общения между людьми;

— разделение функций между членами данной профессиональной органи­зации, что ведет к координации действий, установлению профессиональной коммуникации, обмену информацией.

Выполнение представителями определенной профессиональной группы качественно однородных либо близких по содержанию функций в ходе практической деятельности (прежде всего трудовой) в значительной степени определяет однотипность их профессиональной культуры.

В структуре профессиональной культуры выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности.

Движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы, о ее свойствах как целого. В профессиональном самосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.

В одном ряду с ним стоит профессиональное мировоззрение. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Именно она обеспечивает интеграцию профессиональной группы, формирует ее социальную позицию. Обретение профессионального мировоззрения является одним из важнейших критериев адаптированности личности к профессиональной среде.

Особое место в профессиональной культуре принадлежит профессиональному мышлению. Во многом обусловленное технологией и объективной логикой конкретного вида деятельности, оно выступает организующим началом в процессе становления и самоопределения профессии. А.А. Баталов, развивая концепцию культурно-исторической детерминации профессионального мышления, справедливо выделяет два типа профессионального мышления: мышление, ставшее образом действия профессионала, и мышление, модифицированное видом профессиональной деятельности.

Профессиональная мораль — часть общей трудовой морали, которая, являясь элементом профессиональной культуры, выступает регулятором профессионального поведения. Профессиональная группа только тогда отвечает ожиданиям общества, когда она в состоянии продуцировать корпоративный свод формализованных и неформализованных норм. В системе ценностей профессиональной культуры выделяют два вида: праксиологические и ментальные, обусловленные требованиями профессии к личности, содержанием человеческих связей и отношений, определяемых как характером труда и его содержанием, так и местом профессиональной группы в системе общественного разделения труда, а следовательно, и в социальной структуре общества.

Пример: Остановимся на феномене профессиональной культуры предпринимателя. Предпринимательство - это профессиональная экономическая деятельность, направленная на расширенное воспроизводство собственного капитала с целью получения прибыли безотносительно к конкретной сфере производства, материального или духовного.

Субъектом профессиональной культуры является не сама профессия, а сформировавшаяся на ее основе профессиональная группа, в нашем случае - профессиональная группа предпринимателей. Атомарный, т.е. изолированный предприниматель ограничен как объективными, так и субъективными обстоятельствами в процессе овладения богатством профессиональной культуры, а также в его сохранении, развитии и трансляции будущим поколениям. Все эти функции органически присущи профессиональной группе предпринимателей. Именно она обеспечивает институциализацию и защиту групповых интересов, формирует групповое мировоззрение и мораль. Профессиональная культура предпринимательства многолика. Она трансформируется в зависимости от предметной области науки и исследовательской концепции культуры предпринимательства. Сочетание этих предпосылок приводит к тому, что в научном сообществе и массовом сознании бытует множество понятий, границы между которыми трудно провести. К ним относится "деловая культура", в которое различные исследователи вкладывают разное содержание. Для одних это "культура дела" в широком смысле вплоть до "культуры труда". В таком случае деловая культура присуща и предпринимателю, и менеджеру. Для других деловая культура – синоним исключительно культуры предпринимательства. Третьи отождествляют культуру предпринимательства с понятием хозяйственной культуры общества. Распространено также толкование культуры предпринимательства как профессионально-этической культуры предпринимательства, благодаря чему в хозяйственную деятельность включают нравственный элемент.

Под профессиональной культурой предпринимателя надо понимать общественное явление, выражающее степень овладения профессиональной группой предпринимателей, ее представителями праксиологическими и ментальными алгоритмами расширенного воспроизводства частного капитала в любой сфере материального и духовного производства. Если объединить общесоциологическое определение понятия "профессия" с признаками, характеризующими непосредственно профессиональную деятельность предпринимателя, то профессия предпринимателя может быть определена как социально-технологический рыночный механизм, который создан обществом для использования капитала как в качестве предмета труда, так и орудия производства с целью обеспечения функционирования и расширенного воспроизводства частной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: