Этапы развития деятельности наблюдения на 3 г. жизни

1. этап. На этом этапе важно вызватьинтерес детей и стремление участвовать в уходе, кормлении животного. Это позволит перестроить отношение к животному под руководством взрослого. Дети начинают занимать активную позицию по отношению к животному: участвуют в кормлении, в смене обстановки, гладят животное, играют с ним.

Это все поддерживает постоянное внимание к объекту наблюдения, вызывает состояние эмоционального напряжения – ожидания ответного проявления объекта, т.е. впервые появляется цель наблюдения, которая направляет восприятие ребенка. Возникшая познавательная установка является результатом действий самого ребенка с объектом. Не речь взрослого, а ситуация ожидания, возникшая в процессе действий ребенка с животным, направляет восприятие ребенка на данном этапе.

2 этап. На этом этапе возникает элемент плановости наблюдения. Восприятие детей становится более глубоким. От поверхностного восприятия действий животных ребенок переходит к восприятию способа их действия.

Например, как взял пищу, как ест, как сел, как плавает.

В результате дети начинают выделять отдельные части животного (клюв, лапы, хвост, язычок).

Своеобразную помощь в таком расчлененном восприятии оказывает использование приемов:

- подражания, имитации детьми действий объекта.

- поглаживания животного. Движение рукой и осязание помогают выделить отдельные части тела, их особенности, что фиксируется в сознании ребенка и закрепляется в соответствующем слове. Выделение той или иной части в процессе восприятия, приводит к осознанию, отделению от целого, абстрагированию, а это приводит к тому, что дети начинают искать сходные части или сходные проявления у других животных.

Руководство наблюдением на этом этапе имеет 2 взаимосвязанные задачи:

1. Развитие самого наблюдения как познавательной деятельности

2. Развитие мышления, речи и формирование знаний в процессе наблюдений.

Основным приемом руководства наблюдением является организация действий детей с животными. Необходимо продумать последовательность этих действий, они должны быть доступны, интересны и не длительны по времени.

Важно обеспечить возможность действовать каждому ребенку: дать корм, погладить, поставить в клетку воду. Поэтому важен вопрос о количестве детей, участвующих в наблюдении (6-8 детей).

Педагог должен уметь уловить возникающий у детей момент ожидания того или иного действия животного и использовать это для постановки задачи наблюдения.

Например: «Посмотрим, что будет делать…», «Как будет есть…», «»Какая рыбка приплывет первая»

Действия объекта воспитатель называет словами, которые затем повторяют дети. Это обеспечивает дельнейшее расширение знаний и словаря.

На данном этапе необходимо предусматривать ознакомление с некоторыми повадками животных

Например: как передвигается животное, как ест корм

В руководстве наблюдением следует тщательно планировать организацию действий с самим объектом, т.к. это придает целенаправленность и плановость восприятия.

3 этап. Характеризуется перестройкой отношения ребенка к животному и отношения к собственным действиям с объектом. Параллельно с этим перестраиваются и мотивы действий. Если вначале поглаживание – это проявление ласки, то теперь ребенок использует это действие как познавательное.

На этом этапе развития наблюдения по мере накопленная знаний, опыта у детей возникают своеобразные вопросы, показывающие проявление познавательного интереса к каждому объекту. Эти вопросы содержат стремление отыскать, обнаружить у новых животных уже известное детям.

Дети уже не просто отмечают то, что характерно лишь для данного объекта, но устанавливают связи между прежними знаниями и новыми.

Например, у кошки есть усы, а у птички нет.

Руководство со стороны педагога здесь будет состоять в том, чтобы перестроить отношения ребенка к своим действиям: относится к ним не только как к результативным, но и как к познавательным. Важно акцентировать внимание детей на способ познания – что нужно сделать чтобы узнать

Например: дотронуться, погладить, показать, покормить.

Перед детьми открываются пути, способы организации собственного познания, а это способствует развитию.

4 этап характеризуется прежде всего самостоятельным применением, переносом сформировавшихся умений в новые, но близкие к прежним условиям.

На этом этапе руководство осуществляется последовательной постановкой вопросов. Т.е. постепенно пройдя ряд этапов, у детей сложилась регулирующая функция слова в наблюдении. В начале речь взрослого регулировала действия детей с живыми объектами, затем помогала в освоении практических действий в качестве познавательных. И наконец, на этой основе стало возможным направлять познавательную деятельность детей словесными указаниями взрослого.

Руководство деятельностью наблюдения на 4 этапе состоит в постановке вопросов, в его последовательности, в разработке практических действий.

В результате деятельность наблюдения приобретает характерные для него черты:

- умение принимать от взрослых задачу

- принимать план наблюдения, отвечая на вопросы и указания

- умение использовать освоенные способы познания в новых, но близких к знакомым условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: