Содержание таких наблюдений разнообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных.
Организуя такие наблюдения педагог должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растений и животных.
В соответствии с этим наблюдения разбиваются на ряд эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится. Когда изменения появились у объекта достаточно ярко.
Педагог побуждает детей каждый раз
- рассмотреть объект
- сравнить его состояние с тем, что было ранее
- определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.
Запомнить происходящие изменения с объектом помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.
В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта, поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказа детей; «Как у нас выросли бобы», «Что происходит с деревьями в разные сезоны»
Таким образом, наблюдение за изменением и развитием
|
|
- строится на основе использования различных способов обследования, различных видов восприятия
- на первый план выдвигается установление тех признаков, которые получили новую качественную характеристику (например, изменение цвета, величины листьев, их количество и т.д.)
- восприятие акцентировано на появление новых частей (например, бутонов, цветков, плодов)
- усиливается роль памяти, т.к. необходимо помнить прошлое состояние объекта
- усиливается значимость сравнения и меняется его способ: настоящее состояние объекта сравнивается с ранее бывшим.
Т.о, усиливается роль мышления, памяти, речи (сравнение, суждение об изменении, его причины)
Воссоздающее наблюдение.
Данное наблюдение сохраняет свою сенсорную основу: по степени качества, устанавливаемого в восприятии, выносится суждение о состоянии предмета или восстанавливается картина целого.
Решение этой задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления.
Сенсорная основа значительно сужается, но без нее решение задачи не возможно. Мышление приобретает здесь ведущее значение вместе с деятельностью воссоздающего воображения.
Таким образом, мы видим, что соотношение сенсорных и интеллектуальных процессов в разных видах наблюдения меняется