Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с:
· особенностями внешнего вида
· образом жизни
· движением
· питанием
· сезонными изменениями
· защитой от врага
· ростом и развитием.
Вместе с тем важной задачей является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни, средой обитания и способами ухода за ним.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от педагога усложнения методики организации и проведения наблюдения.
На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача
Например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ним ухаживать».
На втором этапе педагог задает детям разнообразные
· вопросы, которые могут быть несложными (Кто это? Какие части тела есть у птички?), сложными, направленные на припоминание (Чем мы кормили снегиря?), сопоставление (Чем отличается попугай от снегиря?), поисковыми (Почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?)
· чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.
· Детям предоставляется большая самостоятельность в использовании обследовательских действий, но педагог должен стремиться к тому, чтобы эти действия были осознанными. Педагог с помощью вопросов побуждает к осознанию способа получения знаний: «Как бы ты об этом узнал? Проверь».
· Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными.
· Хорошо, если педагог использует загадки, стихи, рассказывает интересные истории, т.к. все это способствует расширению знаний детей.
На третьем этапе наблюдение заканчивается обобщением. Результаты наблюдения дети отражают в речи и в дальнейшем используют в различной деятельности (трудовой, игровой, изобразительной и т.д.)