Возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют усложнить содержание наблюдений. Дети учатся рассматривать не только животных, но и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок или группа 2-3 ребенка получают объект для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с раздаточным материалом.
Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения, значительно расширяется. Дети продолжают знакомиться с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них, узнают о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде. Наблюдая за животными, дети узнают, как они питаются, передвигаются, где обитают.
Более широко проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда
Например: рассмотреть семена во время посева.
В середине года начинают наблюдать за растениями с познавательной целью (на занятиях).
|
|
Например: «Рассматривание бальзамина и алоэ».
На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача наблюдения, которая нередко связана с практической деятельностью
Например: «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».
На втором этапе педагог использует различные приемы, помогающие сосредоточить внимание на особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, установить необходимые связи и отношения:
· Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно связаны с действиями животного во время кормления, игры. Дети в состоянии слышать вопросы и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животного. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных особенностях: Кто это? Что это? Какого цвета? Какой формы?, следует задавать поисковые вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами.
Например: «Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи – быстро?
«Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?»
· Особое внимание следует уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы активизации речи детей:
- задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям
- предлагает проговаривать хором трудные, новые слова
- предлагает выбрать наиболее точное обозначение признака из 2-3 предложенных педагогом и т.д.
· Используется прием сравнения по признакам отличия и сходства
· Используется прием актуализации личного опыта ребенка.
Например, рассматривая котенка, педагог предлагает вспомнить какого цвета котенок, который живет у них дома, у соседей, у бабушки, как он любит играть, что он любит есть.
|
|
Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желание поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.
· Рекомендуется использовать загадки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать.
· В ходе наблюдения педагог может предложить детям выполнить несложные трудовые действия.
Например: покормить рыбку, помыть кормушку, поилку и т.д.
На третьем этапе в конце наблюдения с помощью вопросов следует выяснить как дети усвоили представления о наблюдаемом объекте, знания о способах ухода за ним и т.д. Вопросы следует формулировать так, чтобы они были интересны детям и вели к обобщению полученных знаний
Например: «Расскажи, как будем ухаживать за кроликом»
«Как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице».
Результатом наблюдения может стать продуктивная деятельность детей: рисунок, уход за объектом в уголке природы.