Этапы логопедической работы по формированию словообразования

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Глаголы. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

.Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные. Образование:- уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

- существительных с суффиксом -ниц- (сахарница);

· существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка,

виноградина).

Глаголы. Глаголы с приставками в-, вы-, на-.Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные. Образование:притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, - лив-.

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные. Образование названий профессий.

Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование:

- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

- относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

- качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

Игра «Назови ласково» Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик и др.).

Игра «Покажи на картинке» Логопед предлагает детям показать на картинке, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла, вешает – повесила,

Умывается – умылся, стирает – постирала.

Игра «Ералаш» Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Игра «Что для чего?» Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице).После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: