Формирование монологического высказывания

информационно коммуникативную - осуществляет прием и передачу информации регулятивно-коммуникативную - регулирует поведение человека при его общении - как воздействовать на человека: выразить просьбу, посоветовать, одобрить, запретить, и. т. д. аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека - ценностно-ориентированную: выразить чувства. Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что в структуре говорения выделяются три фазы:.[17 c.259-260]
1.Мотивационно-побудительная. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое умение и появляется замысел высказывания.
2.Аналитико-синтетическая:В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти).
3.Контрольно-исполнительская: На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи.
В структуре монологического высказывания выделяют:
1.Уровень предложения (фразы), где мысль называется, но не раскрывается
2.Уровень сверхфразового единства, где мысль раскрывается
3.Уровень развернутого текста, в который включаются сочетания коммуникативных типов речи.
4.Уровень свободной речи, где реализуется умение говорить в неподготовленной ситуации.
При обучении монологическому высказыванию следует иметь в виду различные типы монологических высказываний:
Монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей. Монолог-сообщение (повествование, рассказ)- информация о развивающихся событиях, действиях и состояниях
Монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.
При этом у учащихся проявляются разные уровни сформированности речи. Такие как:
а) репродуктивный уровень, не предполагающий самостоятельности и творчества учащихся как в выборе языковых средств так и в определении содержания высказывания, оно дается извне
б) репродуктивно-продуктивный уровень, предполагающий элемент творчества и самостоятельности, проявляющийся в варьироавнии языкового материала, использование его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения
в) продуктивный уровень, характеризующий самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличие оценки со стороны говорящего.
При обучении монологической речи исполъзуются два способа: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный предполагает работу над текстом – образцом, а индуктивный способ предполагает развертывание высказывания от предложения к монологу [17].
Из опыта, накопленного педагогами, следует, что работа над указанными выше типами монологического высказывания требует использование соответствующих типов упражнений, направленных на обучение
а) высказыванию на уровне одного предложения
Такими упражнениями могут быть:
-соединить простые предложения рассказа в сложные
-закончить высказывание, используя предложенные варианты
-подобрать к данным тезисам соответствующие аргументы
б) элементарному высказыванию - сверхфразовому единству.
Упражнения, обучающие этому уровню:
-объясни причину
-докажи, что
-выбери картину и аргументируй свой выбор
-выскажи мнение о событиях и его участниках
Здесь необходимо формировать умение логически и последовательно комбинировать предложения, объединяя их в высказывание о предмете по данной теме, в данной ситуации.
в) владению свободной речи:
-композиции на доске, фланелеграфе, кодоскопе, (позволяющие варьировать ситуации)
-заголовки, - лозунги,- афоризмы, - поговорки
-символика, -пиктограммы, цвет, диаграммы, схемы, графическая изобразительная наглядность.
Данные опоры обеспечивают мотивацию высказывания, развивают творческие способности и воображение учащихся.

38) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО_КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ (Берите не все упражнения, а те которые понравились)
Игры упражнения
для развития тактильно-кинестетической чувствительности
«Поздоровайся с водичкой»
(дети различными способами дотрагиваются до воды)
«Пальчики здороваются с водичкой»:
- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;
- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;
- потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что-то;
- быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.
По водичке могут «бегать» указательные и средние пальцы правой и левой руки:
Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке.
По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять,
В домик спрятались опять.
«Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:
По ровненькой дорожке
Ходили наши ножки,
Топ – топ – топ, топ – топ – топ,
Ходили наши ножки.
(Выполняются маленькие «шажки».)
По ровненькой дороге,
Прошли большие ноги.
Топ – топ – топ, топ – топ – топ,
Ходили наши ноги!
(Выполняются большие «шаги»
кулачками.)
«Ладошки здороваются с водичкой»:
- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;
- потирать ладошки в воде в разных направлениях.
«Течет ручеек»:
- взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки ребенка, а ребенок старается удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук; ребенок старается держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».
«Кулачок – стаканчик»:
- дети делают «стаканчики», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а взрослый из леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики»; дети наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук – «стаканчиков».
«Плывут рыбки»:
- поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки; потом опустить ручки в воду, на самое донышко – «рыбки притаились»:
В чистой голубой водице
Плывет рыбок вереница.
Чешуей златой сверкая,
Кружится, играет стая!
Тишина их манит вниз,
Рыбки, рыбки, спать ложись.
Вот это, представьте себе, - водоем,
Я – рыбка волшебная,
Плаваю в нем.

- покачать запястьями влево и вправо:
Рыбки пляшут в синем море, -
Хорошо им на просторе!
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
- имитировать руками движения в соответствии с текстом (сжимать и разжимать кулачки, прижимать ладошки к донышку):
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
«Курочка пьет воду»:
- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу
Прямо из корытца.
«Стирка»:
- на первую строчку – тереть один кулачок о другой, на вторую строчку – движения ладонями вправо – влево, на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья:
Мы белье стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело!
«Дождик, дождик, мороси!»:
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется!
Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает – и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:
- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;
- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды, - «дождик закончился»,
- поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Тучки собираются,
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик начинается,
Вот на землю капельки,
Капельки упали,
Ручейки, ручейки
Быстро побежали.
Ударяют кончиками пальцев
о поверхность воды
Водят пальчиками по воде,
изображая круги
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик продолжается,
И никак, и никак
Дождик не кончается.
Капельки устали
Долго танцевать.
Дождик, дождик, перестань.
Отдохнуть немного дай!
Ударяют кончиками пальцев
о поверхность воды
Ручки стряхивают, разбрызгивая
последние капельки
- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик,
Лей, лей, лей,
На меня и на людей!
Дождик, дождик, пуще,
Травка будет гуще!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
«Волны»:
- волны можно изображать, выполняя движения в воде вправо-влево, ныряющие движения вверх-вниз, одной рукой или двумя руками одновременно:
Гонит ветер волны, волны!
Хватит, ветер, полно, полно!
Успокойся, стань потише!
Волны сразу станут ниже!
(Постепенно волны стихают, движения руками становятся менее резкими, более плавными.)
«Плывут лодочки»:
- ладонь руки – вверх, сложить пальчики «лодочкой», плавно двигать кисть по воде вперед-назад – «лодочки плывут»; затем плавно двигать кисть влево - вправо, изображая покачивающиеся движения – «качаем лодочку»:
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
- на первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок:
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - это лодочка моя!
Паруса подниму, синим морем поплыву,
А по буйным волнам плывут рыбки тут и там.
- обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик:
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
- обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх:
Пароход без колес!
Вот так чудо – пароход!
Прямо по морю пошел!
«Уточки кря-кря»:
- сложить три пальчика вместе (указательный, средний и большой), изображая клюв уточки. Движения «уточек» сопровождаются рифмованным текстом.
Сначала «уточки» плывут по воде (качающиеся движения на поверхности воды), потом ныряют и выныривают (опускаются ручки на глубину и всплывают наверх), гребут лапками (перебирать пальчиками по воде, изображая утиные лапки):
На волнах качаясь,
Уточка плывет,
То нырнет, то вынырнет,
Лапками гребет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: