Система занятий по лексике

ЯНВАРЬ1-я неделя-Рождество2-я неделя-Зимние забавы,3-я неделя-Зимующие птицы,4-я неделя-Зима (обобщение)
ФЕВРАЛЬ1-я неделя-Посуда.2-я неделя-Транспорт.3-я неделя-День защитника Отечества.4-я неделя-Моя семья

МАРТ1-я неделя-Восьмое марта - мамин праздник.2-я неделяПрофессии.3-я и 4-я неделя-Перелетные птицы

АПРЕЛЬ1-я неделя-Пасха.2-я неделя-Ранняя весна.3-я неделя-День космонавтики.4-я неделя-Мебель

МАЙ1-я неделя-Повторение.2-я неделя-День Победы.3-я неделя-Весна. Первоцветы.4-я неделя-Насекомые

ИЮНЬ1-я неделя-Весна (обобщение).2-я неделя-Домашнее задание на лето

43.Методика обследования лексико– грамматического строя речи.
Включает следующие виды работы:
1) обогащение словаря которая обращается за счет введения в активную речь: а) обобщающее значение слов по родовому признаку; б) введение в речь детей слов синонимов, антонимов и многозначность слов (в 1-ую очередь, знакомим детей с многознач.сущ-х перенос значение кот-х осуществляется на конкретном наглядном признаке- например шляпка у девочки, гриба, гвоздя и т.д; затем знакомим с многозн. глаголов: например человек идет, дождь идет, поезд идет; затем с многозначностью прилагательных: сердитый человек, сердитый волк, сердитый ветер; по мере понимания детьми многозн.значений в послед. очередь знакомим с многозн.существительных опирающихся на наглядный признак: (например ключ от замка, ключ-родник, ключ-отгадка)
2) также обогащение словаря осуществляется за счет введение в реч.практику различных частей речи и многих грамматических форм слов.

44. Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте. (Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда)
Во втором периоде обучения выделяются специальные занятия по обучению грамоте. В начале второго периода обучения дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры при этом используется схема, в которой длинной полоской обозначаются слова, короткими – слоги. Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом двусложных слов типа СГСГ и односложных типа СГС; при этом они составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети постепенно усваивают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, один из звуков произносится длительнее, громче – это ударный гласный. Упражнения в составлении схем слов включаются как в занятия по произношению, где они всегда сочетаются с закреплением правильного произношения усваиваемого в данное время звука, так и в занятия по грамоте, где они связаны не только с дальнейшим усвоением того или иного звука, но и знакомством с буквами и обучением письму и чтению. Постепенно в анализ включаются слова более сложного звуко-слогового состава – двусложные с закрытым слогом, слова со стечением согласных, трехсложные и т.п.
На всех этапах этого периода обучения упражнения со схемой слов так или иначе сочетаются с выкладыванием слов из букв разрезной азбуки, письмом, чтением. В течение второго периода обучения дети узнают буквын, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ë, р, й.
К концу второго периода обучения дети овладевают четким слоговым чтением, умением выкладывать из букв разрезной азбуки и писать после устного анализа и самостоятельно слова усвоенного звуко-слогового состава и предложения. Кроме того, они усваивают следующие правила: слова в предложении пишутся отдельно; начало предложения, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка. В это же время детьми усваиваются термины «слог», «слово», «предложение», «гласные звуки (буквы)», «согласные звуки (буквы)», «твердые звуки», «мягкие звуки», «звонкие звуки», «глухие звуки», «ударные гласные звуки».
Кроме наглядных пособий, используемых в первом периоде обучения, логопеду необходимо иметь наборы полосок для обозначения слов и слогов. В наборы входят полоски из плотного материала длиной 10 – 12 см для обозначения слов и полоски длиной 3 – 4 см для обозначения слогов. Звуки по-прежнему обозначаются цветными фишками (квадратики 2×2 см): черными – твердые согласные; синими – мягкие согласные; красными – гласные. Наборы хранятся в индивидуальных конвертах.
При зарисовке схемы слов на таблицах или на доске они имеют следующий вид: удлиненный прямоугольник, обозначающий слово, делится на квадраты, число которых соответствует количеству звуков в слове; вертикальной линией отделяется один слог от другого; в цветных схемах гласные звуки обозначаются красными кружками, твердые согласные – черными, мягкие согласные – синими; в черно-белых схемах звуки обозначаются соответственно белыми, черными и черно-белыми кружками. Кроме того, рекомендуется иметь следующие виды пособий. Продержки (окошечки) для составления слогов и слов, о которых говорилось выше, используются и в начале второго периода обучения как для составления слогов, так и слов. Несколько позднее (в зависимости от конкретных возможностей детей) рекомендуется сделать ленты, которые могут использоваться для чтения двусложных слов с закрытым слогом. На первой ленте печатаются первые слоги слов, на второй – вторые. Примерные слова: сумка, маска, миска, соска, каска, нитки, носки.
Карточки для индивидуальной работы (7×2,5 см) с напечатанными словами, в которых пропущены отдельные буквы (преимущественно гласные или изучаемые согласные) или слоги. Карточки используются при проведении как фронтальных, так и подгрупповых занятий.
Таблицы для чтения слогов, слов, предложений, текстов.

(Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений)
направления работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте дошкольников:
1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;
4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;
5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.
Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: