Начальный этап
На начальном этапе происходит становление слухопроизносительных навыков, которое включает в себя:
- ознакомление со звуками
- тренировку произношения
- применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении
Здесь превалируют устные формы работы над языковым материалом.
Громкое чтение создает дополнительные возможности для развития слухопроизносительных навыков.
Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое внимание.
Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте:
Аналитическая часть работы
- учащиеся повторяют пример за учителем или записью
- если учащиеся не допустили ошибок, они переходят к работе над следующими примерами
- если же преподаватель заметил какие-либо недочеты, нужные звуки вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила
Имитативная часть
|
|
При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы:
- хоровая
- индивидуальная
- парная
Хоровая работа позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки.
Кроме того, такая работа способствует снятию комплексов и языкового барьера.
Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный с точки зрения содержания: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы, поговорки.
На начальном этапе – считалочки и поговорки, на более поздних – истинные образцы поэтического слова.
Средний и старший этапы
Задача среднего этапа обучения состоит в поддержании приобретенных навыков произношения.
Становится более заметным влияние родного языка. Происходит интерференция сформировавшихся навыков.
Задача старшего этапа в отношении произношения в принципе не отличается от среднего этапа.
Она также состоит в поддержании и совершенствовании слухопроизносительных навыков. Однако следует считаться с тем фактом, что в начале этого этапа классы часто подвергаются перекомплектации.