· трудности при произношении определенного звука
· трудности воспроизведения звука в определенной фонетической позиции
· трудности произношения оппозиционных звуков
· трудности, связанные с дифференциацией звуков и звукосочетаний
Б) Тер-Минасова
· межъязыковые трудности
· внутриязыковые трудности
Подходы к обучению произношению
Подходы к обучению фонетике (Соловова):
А) артикуляторный подход (Грузинская)
1) вводный фонетический курс
2) постановка звуков
3) отработка каждого звука
4) подробное объяснение артикуляции
Плюсы и минусы данного подхода:
· постановка чистых звуков
· отсутствие связи с лексической стороной языка
· большое количество времени на обучение
Б) акустический подход
1) несознательное усвоение артикуляции
2) усвоение звуков в речевом потоке
3) многократное повторение и имитация звуков
4) отсутствие большого значения чистоты звука
Плюсы и минусы данного подхода:
· одновременное формирование лексических и фонетических навыков
· малое количество времени на обучение
· постановка неидеального произношения
В) дифференцированный подход
Подходы к обучению фонетике по Гальсковой и Гез:
а) имитационный (акустический)
б) аналитико-имитационный (дифференцированный)
Подходы к обучению фонетике по Миролюбову и Махмуряну:
а) имитационный
б) сознательный
в) сознательно-имитационный
Этапы формирования фонетических навыков:
1) гимнастика органов речи
2) введение нового фонетического явления
3) закрепление фонетического явления
Фонетическая зарядка. Цель, содержание, место на уроке
Фонетическая зарядка – тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала.
Цель фонетической зарядки:
- снятие появления возможных фонетических сложностей
- отработка фонетических навыков
Содержание фонетической зарядки:
- чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок
- чтение сложных в фонетическом отношении частей предложения
- слушание с целью определения ошибок
- определение отношения к чему-либо по интонации
- произнесение одной и той же фразы в зависимости от речевой задачи
- узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение
В учебном процессе фонетические зарядки можно использовать при работе над:
- фонетическим материалом
- лексическим материалом
- грамматическим материалом
- аудированием
- говорением
- чтением
- письмом
- снятием напряжения и усталости
- общим развитием
Методика ознакомления учащихся с новым фонетическим материалом