Тема: Моделирование ситуаций и разработка решений
1. Понятие, необходимость и виды управленческих решений
2. Этапы и процедура процесса принятия решений
3. Методы и модели разработки и принятия решений
Понятие, необходимость и виды управленческих решений
С позиций системного анализа процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития (рисунок 1).
Постановка
целей
|
|
|
Субъект управления
|
|
| |||
| |||
Рисунок 1 - Схема цикла управления и формирования решения
Таким образом, разработка, принятие и реализация решений является концентрированным выражением самой сущности управления. Управленческое решение направлено на приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
|
|
Решение – это выбор альтернативы, с которым субъекту постоянно приходится сталкиваться. Альтернатива - возможность действия, исключающая другие варианты действий. Например, выбор одежды, маршрута следования, специальности, депозитного счета в банке и т.п.
Однако управленческое решение имеет ряд отличий от вышеперечисленных примеров.
Во-первых, управленческое решение нацелено на решение проблем конкретной организации, а не личных целей.
Во-вторых, решения менеджера могут влиять на жизнь многих людей.
Третье отличие управленческих решений состоит в разделении труда, то есть, решение принимают одни, а реализуют другие.
И, наконец, разработка и принятие управленческих решений – более сложный, ответственный процесс, требующий профессиональных знаний и навыков.
Таким образом, управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает тогда, когда в деятельности фирмы появляются затруднения, проблемы.
Затруднения – это препятствия, причины которых понятны и которые могут быть преодолены за разумное время на основе имеющего у человека опыта и наличных средств.
Проблема – 1) препятствие, для которого вызвавшие его причины известны, условия, на него влияющие также известны, но нет ясности в том, какие именно изменения в деятельности необходимы и как их осуществить, чтобы успешно преодолеть это препятствие; 2) разница между желаемым и фактическим состоянием объекта.
|
|
Проблема как разрыв, несогласованность в деятельности. Например, имеющийся уровень прибыли предприятия составляет 1%, а для развития предприятия требуется 3%. Проблема состоит в том, чтобы повысить уровень прибыли на 2% за 1 год.
Чем сложнее ситуация, тем обоснованнее и отработаннее должно быть управленческое решение.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
· Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне удовлетворять старые потребности)?
· Как делать (по какой технологии)?
· С какими производственными затратами делать?
· В каком количестве?
· В какие сроки?
· Где (место, производственное помещение, персонал)?
· Кому поставлять и по какой цене?
· Что это даст инвестору и обществу в целом?
Все решения можно классифицировать по следующим признакам (табл. 1):
Таблица 1 - Классификация решений, принимаемых организацией
Признак | Виды решений |
Сфера действия | Социальные Организационные Экономические Технические чные |
Цель | Коммерческие Некоммерческие |
Степень структурированности | Слабоструктурированные или неструктурированные (незапрограммированные) Структурированные (запрограммированные) |
Ранг управления | Верхний Средний Низший |
Масштабность | Комплексные Частные |
Методы формализации | Текстовые Графические Математические |
Количество целей | Одноцелевые Многоцелевые |
Продолжительность действия | Стратегические (долгосрочные) Тактические (среднесрочные) Оперативные (краткосрочные) |
Организация выработки | Индивидуальные Групповые (коллективные) |
Уровень принятия решения | Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Направление воздействия | Внутри организации как системы Выходящие за ее пределы |
Характер информации | Детерминированные (в условиях определенности) Вероятностные (в условиях риска, в условиях неопределенности) |
Формы отражения | План Программа Приказ Распоряжение Указание Просьба |
Способ передачи | Вербальные Письменные Электронные |
Прогнозируемые последствия | Корректируемы Некорректируемые |
Кроме того, можно выделить также и другие классификации.
По характеру разработки решения менеджеры могут опираться на интуицию, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения менеджеры основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Это, так называемое, шестое чувство, которое присуще топ-менеджменту, которое приходит с приобретением опыта.
Решения, основанные на суждении сходны с интуитивными решениями, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. И, опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл не всегда может быть здравым, и ситуация может быть той, которая не имела места.
Эти виды решений принимаются в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Рациональные решения - это выбор, обоснованный последовательным выполнением процесса анализа ситуации, например,
диагностика, формулировка ограничений и критериев, выявление и
оценка альтернатив, выбор альтернативы по критериям, реализация
решения и анализ результатов.
|
|
По влиянию личности самого менеджера различают следующие управленческие решения:
- уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке;
- импульсивные –принимаются в неограниченном количестве в разнообразном виде, но без проверки, уточнения и оценки (не достаточно обоснованные, ненадежные);
- инертные – результат осторожного поиска. Контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей (нет оригинальности, блеска, новаторства);
- рискованные - отличаются от импульсивных тем, что авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
- осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, еще в меньшей степени, чем инертные отличаются новизной и оригинальностью.