1. Основное различие между правыми и левыми заключается в восприятии ситуации, процесса, соответственно, «изнутри» и «снаружи» (со стороны), «ориентация» же на процесс либо на результат является вторичным явлением. В частности, для левых подведение результатов, «промежуточных итогов» — инструмент, который они «вынуждены» использовать для того, чтобы ощутить течение процесса. Правые же потому «зависают» в процессе, что не желают «выключаться», терять связь с процессом до его фактического завершения — получения результата.
2. Гипотеза о перфекционизме правых в эксперименте не нашла подтверждения. Вероятнее всего, перфекционизм (стремление довести до идеала) является личной особенностью отдельных людей, не связанной с дихотомическими признаками.
Гипотеза
В основе данного признака лежат особенности работы внимания как высшей психической функции. Вероятно, у правых сравнительно выше устойчивость и концентрация внимания (способность сохранять сосредоточенность на объекте в течение длительного времени, в том числе при наличии помех). У левых же в большей степени проявляются такие характеристики, как распределение внимания (способность направлять внимание на несколько независимых объектов одновременно) и его переключение (перемещение направленности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой).
|
|
Примеры
Правые:
«Заканчивать всегда сложно, начинать тоже сложно, а самое сложное — вернуться на середине, если что-то оставлено на долгое время». «Прочитываю книгу вечером до конца главы и еще несколько страниц следующей… Мысль о том, что что-то закончится, приводит в ужас». «Не дай Бог, запустить какой-нибудь пасьянс, "зависну" надолго» (о компьютерной игре). «Трудно заставить себя взяться, а потом как-то само идет».
Левые:
«Дело должно быть сделано. Если подведение итогов не может быть окончательным, то должно быть хотя бы промежуточным». «Очень интересно дело завершать и браться за новое дело… Люблю представить хорошо выполненное дело». «Самое страшное — если что-то не закончится никогда». «Чувствую себя жонглером, в руках — несколько процессов. Знаю две точки — начало и конец». «Ну почему ты не можешь одновременно есть и слушать?».