Транспортная инфраструктура поселений

Сеть улиц и дорог. Транспортную инфраструктуру поселения образуют линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта. Основными элементами транспортной инфраструктуры поселения являются сети: сеть улиц и дорог, а также и сопряженная с ними сеть городского пассажирского транспорта.

Улицы - внутренние связи поселений для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций.

Дороги- участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта. Они прокладываются в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах вдоль промышленных зон).

Улицы и дороги различного функционального назначения, образующие сеть улиц и дорог поселений, проектируется как упорядоченная система. В нее включаются линии (пути сообщения) взаимосвязанные и иерархически соподчиненные между собою, а также транспортные узлы, т.е. пункты взаимодействия этих линий. Линии и транспортные узлы являются наиболее капиталоемкой частью транспортной инфраструктуры (табл. 12. 1).

Средства повышения эффективности транспортных связей поселений. Повышение эффективности транспортных связей внутри поселений достигается при помощи следующих средств:

· дифференциации транспортных коммуникаций по функциональному назначению (магистрали для грузового, легкового и общественного транспорта); по направлению движения (одностороннее и двустороннее); по роли в структуре города (скоростные, магистральные, местные пешеходные дороги, набережные);

· строительства специальных транспортно-инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих разделение различных направлений движения транспорта;

· разделения движения транспорта и пешеходов (зеленые полосы, путепроводы, мосты, эстакады, тоннели подземные и надземные, переходы, развязки в разных уровнях)

Показатели уровня развитости транспортной инфраструктуры поселений. Для определения уровня развитости транспортной инфраструктуры поселения основными показателями являются транспортная обслуженность, транспортная подвижность и уровень автомобилизации населения.

Транспортная обслуженность территории – характеристика разветвленности или плотности транспортных коммуникаций, которая влияет на хозяйственную освоенность территории, на доступность центров обслуживания, мест проживания и приложения труда, рекреации.

Транспортная подвижность населения- обобщенный показатель который измеряется затратами времени на передвижение с использованием транспорта. Это базисный показатель для определения объемов пассажирских перевозок и пассажиропотоков.

Уровень автомобилизации населения- показатель количества автомобилей приходящихся на 1000 жителей, отнесенный только к личному транспорту жителей.

Уровень автомобилизации существенно влияет на организацию и развитие массового (общественного) транспорта (путей сообщения, объемов перевозок, численности подвижного состава и пр.), на окружающую среду (шум, загазованность), планировочную организацию территории. В Беларуси можно ожидать, что к 2015 году каждая семья будет обеспечена индивидуальным транспортным средством, и парк легковых автомобилей возрастет до 250-300 машин на 1000 жителей. По крайней мере, для предварительных расчетов проектный уровень автомобилизации составляет для крупных и крупнейших городов - 300 - 350 легковых автомобилей на 1000 жителей, больших и средних городов – 250 - 300 автомобилей, малых городских и сельских поселений - 200 -250 автомобилей на 1000 жителей.

Магистральные улицы и дороги. Онивыпол­няют преимущественно соединяющие и распределяющие функции, обеспечивают внешние связи, а также связывают основные районы городов, по ним проходят маршруты трамвая, троллейбуса, автобуса.

Магистральные улицы и дороги в больших городах подразделяются на дороги и улицы непрерывного движения, магистральные улицы общегородского значения, магистральные улицы районного значения и городские дороги. В средних и малых городах выделяются только магистральные улицы и городские дороги. В сельских поселениях магистральными являются главные улицы этих поселений, которые, как правило, служат участками автомобильных дорог общего пользования или внутрихозяйственных дорог.

Трассировку скоростных дорог целесообразно осуществлять на свободной от застройки территории, на неудобных для жилищного строительства землях (овраги, тальвеги), изолируя их от пешеходов и местных дорог. Внешние выходы магистральных улиц и дорог больших городов проектируют так, чтобы обеспечить возможность обхода городского центра транзитными транспортными потоками. Важной проектной задачей является также выбор рациональных приемов пересечении улиц и дорог (рис. 27).

Магистральные улицы и дороги образуют основу композиции городского плана. Поэтому искусство планировщика заключается в умении соче­тать транспортные и композиционные характеристи­ки магистральных улиц и дорог при проектировании генерального плана поселения.

При трассировке улично-дорожной сети учитываются рельеф и другие особенности природно-ландшафтных условий, что придает инди­видуальность композиции плана. Нередко в компо­зиции плана одного города находят применение ре­гулярные и нерегулярные сети улиц в различных со­четаниях - в зависимости от времени возникновения частей города, композиционных условий их размеще­ния, топографии местности.

Улицы и дороги местного значения. К улицам и дорогам местного значения относятся подключающие и распределяющие пути сообщения, которые обеспечивают внутрирайонные транспортные и пешеходные связи, выход на магистральные улицы и дороги.

Улицы и дороги местного значения подразделяются на жилые улицы основные и второстепенные, проезды основные и второстепенные. В эту группу входят также улицы и дороги производственных и коммунально-складских зон.

При проектировании улиц и дорог местного значения, прежде всего, обеспечивается безопасность для пешеходов. Поэтому расчетные скорости движения автомобильного транспорта принимаются не более 40 км/час, до 20 км/час. Для ограничения скорости движения автотранспорта применяются такие приемы как изломанная конфигурация улиц, возвышения на дорожном покрытии, не позволяющие быструю езду.

Таблица 12.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: