Описание предприятия. В данном разделе необходимо ответить на вопросы: «Кто является реципиентом и каково его сегодняшнее положение

В данном разделе необходимо ответить на вопросы: «Кто является реципиентом и каково его сегодняшнее положение, способно ли предприятие реализовать данный бизнес-план?»

В первую очередь следует указать следующие сведения:

§ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, почтовый и юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;

§ краткую историю фирмы;

§ организационно-правовую форму предприятия;

§ размер уставного капитала, число и вид акций;

§ наличие филиалов и представительств;

§ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

§ характеристики менеджеров высшего звена управления (ФИО, возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и место работы, срок работы в каждой должности) и контактные телефоны;

§ формулировку миссии предприятия;

§ цели и стратегия бизнеса;

§ основной вид деятельности предприятия;

§ производственные мощности;

§ персонал;

§ состояние на рынке;

§ финансовое состояние;

§ основные партнеры по бизнесу;

§ роль и тенденции развития предприятия в отрасли;

§ факторы, влияющие на деятельность предприятия;

§ цель реализации бизнес-идеи;

§ проблемы предприятия, решаемые при реализации проекта;

§ ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проекта.

Далее дается общая характеристика отрасли, в которой функционирует предприятие и перспективы ее развития. При этом указываются: специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, изменения в технологической базе, производительность труда, уровень оплаты труда, степень экспортной ориентированности или импортной зависимости, динамика цен в отрасли, технический уровень продукции, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, проблемы отрасли и т.д. Отраслевая среда с учетом рекомендаций М. Портера может быть характеризована по следующим группам факторов:

1. Рыночные факторы: размер рынка, темп роста, цикличность и сезонность спроса, чувствительность цен, прибыльность производства.

2. Факторы конкуренции: существование равных конкурентов, степень специализации конкурентов, трудности входа и выхода фирм в отрасль, уровень интеграции, наличие товаров-заменителей, загрузка мощностей.

3. Барьеры входа в отрасль: потребность в инвестициях, наличие каналов распределения, доступ к сырью, государственный протекционизм, связанность потребителей с поставщиками.

4. Барьеры выхода из отрасли: государственные и социальные ограничения, специализация оборудования, зависимость от стратегических взаимоотношений.

5. Технологические факторы: науко- и капиталоемкость применяемых технологий, фондоемкость отрасли, сложность продукции, патенты и лицензии.

6. Макроэкономические факторы: инфляция, валютная стабильность, налогообложение, иностранные инвестиции и частная собственность.

7. Социальные факторы: дисциплина работников, половозрастной состав, уровень квалификации персонала, степень охвата профсоюзами, отношения рабочих с руководством.

Центральное место в этом разделе занимает описание потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ предприятия. Возможному инвестору или кредитору необходимо предоставить объективные свидетельства того, что у предприятия-реципиента есть все возможности для успешной реализации бизнес-плана. Для этого следует провести количественную оценку конкурентоспособности предприятия.

Под конкурентоспособностью, или конкурентным потенциалом предприятия понимается как реальная, так и потенциальная способность фирмы разрабатывать, производить, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, превосходящие аналоги по показателям качества и цене и пользующиеся приоритетным спросом у потребителей.

Отличие этих похожих терминов заключается в следующем. Если сравниваются показатели одного и того же предприятия за разные периоды, то применяется термин «конкурентный потенциал», а если оцениваются и сравниваются показатели разных предприятий, то – термин «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих трех признаках:

1) потребители довольны и готовы повторно приобретать продукцию фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы.

Оценка конкурентоспособности должна базироваться на следующих принципах:

1. Применение преимущественно количественных методов.

2. Повторяемость оценки конкурентоспособности.

3. Системность (выработанный набор показателей, единый подход к их сбору и измерению).

4. Комплексность (как можно более всесторонний охват показателей).

5. Идентичность структур (конструкций) формул оценки.

6. Сведение к минимуму использования субъективных оценок.

7. Наглядность и удобство метода.

8. Возможность анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность, выявления резервов повышения конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.

Показатели должны отражать эффективность использования материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов и функциональных аспектов деятельности компании. В табл.3.1 в качестве примера приведено 77 показателей конкурентоспособности ОАО «К», которые разделены на шесть групп:

1. Показатели финансово-хозяйственной деятельности (28 показателей);

2. Производственные показатели (11);

3. Показатели качества (10);

4. Показатели развития (12);

5. Показатели по персоналу и социальной сфере (13);

6. Показатели уровня управления (2).

Таблица 3.1 – Показатели конкурентоспособности ОАО «К»

Показатели Формула расчета показателя Условный норматив, Пimax Значения показателей за период, Пi
       
1.Показатели финансово-хозяйственной деятельности
1.1. Рост объема продаж, %* (Выручкаотч/Выручкабаз)*100   81,4 180,2 316,1 358,7
1.2. Выполнение плана по выпуску основной продукции, %* Qф, шт/Qплан, шт *100   23,0 102,6 110,7 93,5
1.3.Объем продаж, млн. дол.* Стр. 10 Ф№2   175,7 327,7 660,2 830,6
1.4. Прибыль до налогообложения, млн. дол * Стр.140 Ф№2   -68,4 -67,9 -66,6 1,3
1.5.Чистая прибыль, млн. дол.* Стр.190 Ф№2   -814 -348 -95,9 2,4
1.6.Рентабельность продаж, %* Стр.190 Ф№2/Стр.10 Ф№2*100   -462 -106 -14,5 0,3
1.7.Объем реализации на одного работающего, тыс. руб.* Стр. 10 Ф№2/Средне-списочная численность   58,2 196,6 365,7 452,2
1.8.Капитализация, млн. дол.* Цена обыкновенной акции´Количество обыкн. акций   126,5 262,1 207,2 314,0
1.9.Отношение капитализации к реализации* Рыночная стоимость/Объем продаж Стр.10 Ф№2   0,72 0,80 0,31 0,378
1.10.Дивиденд на акцию* Дивиденд на обыкновенную акцию/Рыночная цена обыкновенной акции          
1.11.Рентабельность активов, %* Стр.140 Ф№2/Стр.300 Ф№1*100   -33,2 -3,3 -3,3 0,06
1.12.Коэффициент текущей ликвидности* Стр.290 Ф№1/Стр.690 Ф№1   0,382 0,188 0,559 0,890
1.13.Оборачиваемость активов* Стр.10 Ф№2/Стр.300 Ф№1   0,085 0,160 0,306 0,405
1.14. Коэффициент автономии* Стр.490 Ф№1/Стр.699 Ф№1   0,663 0,544 0,693 0,732
1.15.Обеспеченность собственными оборотными средствами* (Стр.490 Ф№1-Стр.190 Ф№1)/Стр.290 Ф№1   -0,11 -0,11 -0,81 -0,51
1.16.Объем экспорта, млн. руб.*     177,2 438,2    
1.17.Доля экспорта основной продукции в объеме выпуска, %* Экспорт, шт./Выпуск, шт.* 100   3,2 8,5 11,2 15,0
1.18.Динамика экспорта, %* Qо, шт/Qб, шт*100   21,4      
1.19.Количество стран-импортеров продукции ОАО «К»* Число стран, куда поставляется продукция          
1.20.Место в рейтинге «Эксперт-200» Журнал «Эксперт»          
1.21.Фондоотдача* Стр.10 Ф№2/Стр.190 Ф№1   0,127 0,288 0,370 0,493
1.22.Затраты на рубль продаж Стр.20 Ф№2/Стр.10 Ф№2   1,180 0,822 0,856 0,860
1.23.Доля инициативной (прочей) продукции в объеме продаж, %* Объем продаж инициативной продукции/Стр. 10 Ф№2*100   7,7 6,0 5,2 6,3
1.24.Число выигранных тендеров на поставки* Число заключенных договоров на поставку по результатам тендеров          
1.25.Доля рынка по основной продукции (СНГ), %* Объем продаж предприятия на рынках СНГ данного товара/Общий объем продаж данного товара на рынках СНГ*100   16,4 42,6 48,2 45,0
1.26.Развитие дилерско-дистрибьюторской сети* Число участников товаропроводящей сети в отчетном периоде/Число участников товаропроводящей сети в базовом периоде   0,19 3,84 6,97 6,76
1.27.Развитие сети сервиса* Число станций сервиса в отчетном периоде/Число станций сервиса в базовом периоде   0,30 3,02 3,44 2,59
1.28.Динамика затрат на 1 рубль продаж (Затраты на 1 руб. продаж)о/(Затраты на 1 руб. продаж)б   0,120 0,678 0,690 0,729
ИТОГО по разделу     0,079 0,235 0,309 0,400
2. Производственные показатели
2.1.Ритмичность производства Среднеквадратическое отклонение месячного выпуска/Среднемесячный выпуск   1,08 0,26 0,156 0,137
2.2.Уровень автоматизации производства, %* Число видов оборудования работающих полностью в автоматическом режиме/Общее число видов оборудования   н.д. н.д. н.д. н.д.
2.3.Выработка основной продукции на 1 работника* Объем выпуска основной продукции, шт./Среднесписочная численность   0,06 0,29 0,50 0,41
2.4.Износ основных средств (амортизируемых), % Износ основных средств/ Остаток основных средств на начало периода *100   24,0 32,4 34,8 36,2
2.5.Износ машин и оборудования, % Износ машин и оборудования/Остаток машин и оборудования на начало периода   78,0 78,4 82,2 76,5
2.6.Средний возраст оборудования Средневзвешенный возраст оборудования          
2.7. Удельные затраты на энергию Затраты энергии на 1 руб. продаж   0,112 0,060 0,050 0,053
2.8.Удельные затраты на сырье и материалы Затраты сырья и материалов на 1 руб. продаж   0,308 0,465 0,376 0,397
2.9.Коэффициент сменности оборудования* Число отработанных станко-смен/(Число станков* число рабочих дней за период)   0,22 0,62 0,74 0,76
2.10.Загрузка мощностей* Время работы оборудования всех видов/Годовой фонд времени работы оборудования всех видов   0,11 0,31 0,37 0,38
2.11.Снижение критического объема выпуска по основной продукции Критический объем выпуска основной продукции в отчетном периоде/ Критический объем выпуска основной продукции в базовом периоде   0,394 1,38 1,36 1,94
ИТОГО по разделу     0,455 0,499 0,526 0,501
3. Показатели качества**
3.1.Доля брака в объеме продаж, % Внутренние и внешние потери от брака/Стр.10 Ф№2 *100          
3.2.Уровень рекламаций, % Количество рекламаций/Объем выпуска*100          
3.3.Затраты на гарантийный ремонт, % Затраты на гарантийный ремонт/Объем продаж *100          
3.4. Затраты на обеспечение качества, %* Затраты на обеспечение качества/Объем продаж *100          
3.5.Число реализованных мероприятий по повышению качества* Число внедренных мероприятий по повышению качества          
3.6.Степень соблюдения требований НТД Число действующих на производстве карт-разрешений          
3.7.Сертификация систем качества производств* Число производств, имеющих сертификат на систему качества          
3.8.Уровень соблюдения технологической дисциплины, % Число зафиксированных контролирующими органами нарушений требований НТД/Число проверенных требований НТД*100          
3.9.Число выигранных конкурсов по качеству* Количество видов изделий, получивших медали, призы на конкурсах по качеству          
3.10. Аттестация изделий, %* Число аттестованных изделий/Число подлежащих аттестации изделий*100          
ИТОГО по разделу     0,516 0,449 0,458 0,556
4. Показатели развития**
4.1.Доля затрат на НИОКР, %* Затраты на НИОКР/ Стр.10 Ф№2 *100          
4.2.Освоения новой продукции, * Число освоенных за период новых видов продукции          
4.3.Внедрение новых технологий * Число внедренных новых технологий          
4.4.Число используемых изобретений* Общее число действующих изобретений в отчетный период          
4.5.Экономический эффект от использования изобретений и рацпредложений, тыс. дол.*            
4.6.Число поданных заявок на изобретение и полезную модель*            
4.7.Число принятых рацпредложений*            
4.8.Затраты на научно-техническое творчество, % * Затраты на научно-техническое творчество/Объем продаж*100          
4.9.Продажа лицензий, шт.* Число проданных лицензий          
4.10. Коэффициент обновления основных фондов, %* Стоимость введенных за период основных фондов/Стоимость основных фондов на конец периода *100          
4.11.Число законченных НИР и ОКР* Число НИР и ОКР, законченных в данном периоде          
4.12.Инвестиции, %* Объем инвестиций/ Объем продаж*100          
ИТОГО по разделу     0,119 0,143 0,200 0,247
5. Показатели по персоналу и социальному развитию
5.1.Средний возраст работников Средневзвешенный возраст по среднесписочной численности   35,9 37,4 38,0 39,3
5.2.Доля работников с высшим образованием, %* Число работников с высшим образованием/ Среднесписочная численность *100   10,4 10,5 11,3 11,4
5.3.Доля обучающихся в вузах и техникумах, %* Число студентов вузов и техникумов/Среднесписочная численность работников *100   6,3 7,8 9,1 15,0
5.4.Число защищенных за период диссертаций*            
5.5.Повышение квалификации, %* Число работников повышающих квалификацию за период/Среднесписочная численность*100   12,6 15,6 18,2 31,5
5.6.Уровень заработной платы, дол.* Средняя зарплата по предприятию в долларах   60,2 76,7 97,1 120,7
5.7.Превышение прироста производительности труда прироста заработной платы, %* Прирост производительности труда/Прирост заработной платы*100   -2,92 1,88 4,12 8,6
5.8.Доля нарушителей трудовой дисциплины, % Число нарушителей трудовой дисциплины/ Средне-списочная численность*100   8,05 9,77 8,84 12,06
5.9.Доля неаттестованных рабочих мест, % Число неаттестованных рабочих мест/Число рабочих *100     94,7 91,0 87,9
5.10. Частота несчастных случаев на производстве, % Число работников попавших в несчастный случай на производстве/Среднесписочная численность работников *100   0,0022 0,0035 0,0038 0,0038
5.11.Творческая активность работников* Число полученных патентов, поданных рацпредложений/Среднесписочная численность   0,006 0,007 0,019 0,028
5.12.Потери рабочего времени, % Потери рабочего времени, чел.-дни/Среднесписочная численность   87,29 26,39 18,58 19,20
5.13.Финансирование социальной сферы, %* Средства, выделенные на социальную сферу/Объем продаж*100   1,08 0,51 0,25 0,35
5.14. Текучесть кадров Сумма принятых и уволенных работников/ Среднесписочная численность за период   0,313 0,472 0,423 0,408
ИТОГО по разделу     0,281 0,313 0,350 0,354
6.Показатели уровня управления
6.1.Доля управленцев в общей численности, % Количество административно-управленческого персонала/Среднесписочная численность*100   21,6 19,8 18,6 18,3
6.2.Эффективность управления, тыс. руб./чел * Чистая прибыль/Число административно-управленческого персонала   -1249 -894 -345 10,0
ИТОГО по разделу     0,330 0,356 0,390 0,409
ИТОГО     0,314 0,340 0,381 0,412

*Знаком отмечены прямые показатели, с ростом значений которых конечный результат улучшается. **Частные показатели носят конфиденциальный характер, поэтому не приводятся в таблице.

Итоговые показатели по группам и обобщенный показатель конкурентоспособности предприятия рассчитываются по формуле:

(3.1)

где число показателей; значения показателей конкурентоспособности, рассчитываемые по формулам:

(3.2)

(3.3)

Здесь значение i -го показателя, максимальное значение i -го показателя среди сравниваемых объектов или принятое нормативное значение показателя. Формула (3.2) применяется для прямых, а формула (3.3) – для обратных показателей. Прямыми называются показатели, с ростом значений которых конечный результат улучшается, а обратными – показатели, рост которых ухудшает конечный результат.

Сравнительная оценка конкурентоспособности предприятий отрасли требует наличия большого объема информации, часть которой является конфиденциальной. Значительная доля приведенных в табл.3.1 показателей может быть получена от специализированных организаций, а также с интернет-сайтов предприятий. При отсутствии необходимых данных отдельные показатели могут быть исключены из списка. Однако при этом достоверность оценки несколько снижается.

Показатели за разные периоды должны рассчитываться по одной и той же методике, а стоимостные показатели – приводиться к сопоставимому виду с учетом темпов инфляции. При соблюдении этих условий обеспечивается достоверность интегральных показателей конкурентоспособности.

На основе анализа динамики групповых и интегрального показателей можно сделать вывод о том, в каком направлении изменяется конкурентный потенциал предприятия, а сравнивая с аналогичными показателями других предприятий отрасли – оценить перспективность и целесообразность сотрудничества с ним.

При составлении характеристики предприятия необходимо использовать обоснованные и достоверные сведения. Если Вы хотите представить свое предприятие более привлекательным, лучше в бизнес-плане исключить из рассмотрения отдельные показатели, чем завышать или занижать их реальные значения.

В разделе также целесообразно упомянуть о кредитной и инвестиционной истории предприятия: с какими банками и инвесторами Вы раньше сотрудничали, каковы результаты этого сотрудничества. Необходимо также упомянуть о крупных проектах, реализованных за последнее время.

Не стоит скрывать информацию о судебных разбирательствах, в которые вовлечена фирма, если конечно есть таковые. Инвестор может узнать об этом из других источников и отказаться от сотрудничества с Вами.

Если предприятие имеет награды за особые успехи в деятельности за последние годы, то на это также нужно указать. Могут быть приведены и публикации в СМИ с высказываниями известных людей о предприятии и его продукции.

Привлекательность предприятия для инвестора существенно возрастет, если в разделе будут отмечены достижения фирмы в научно-технической области, разработке новых технологий, освоении новых видов продукции, или сведения об уникальных творениях, выполненных в стенах этого предприятия.

Результатом данного раздела должен быть вывод о способности предприятия реализовать представленный бизнес-план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: