В данном разделе необходимо ответить на вопросы: «Кто является реципиентом и каково его сегодняшнее положение, способно ли предприятие реализовать данный бизнес-план?»
В первую очередь следует указать следующие сведения:
§ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, почтовый и юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;
§ краткую историю фирмы;
§ организационно-правовую форму предприятия;
§ размер уставного капитала, число и вид акций;
§ наличие филиалов и представительств;
§ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
§ характеристики менеджеров высшего звена управления (ФИО, возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и место работы, срок работы в каждой должности) и контактные телефоны;
§ формулировку миссии предприятия;
§ цели и стратегия бизнеса;
§ основной вид деятельности предприятия;
§ производственные мощности;
§ персонал;
§ состояние на рынке;
|
|
§ финансовое состояние;
§ основные партнеры по бизнесу;
§ роль и тенденции развития предприятия в отрасли;
§ факторы, влияющие на деятельность предприятия;
§ цель реализации бизнес-идеи;
§ проблемы предприятия, решаемые при реализации проекта;
§ ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проекта.
Далее дается общая характеристика отрасли, в которой функционирует предприятие и перспективы ее развития. При этом указываются: специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, изменения в технологической базе, производительность труда, уровень оплаты труда, степень экспортной ориентированности или импортной зависимости, динамика цен в отрасли, технический уровень продукции, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, проблемы отрасли и т.д. Отраслевая среда с учетом рекомендаций М. Портера может быть характеризована по следующим группам факторов:
1. Рыночные факторы: размер рынка, темп роста, цикличность и сезонность спроса, чувствительность цен, прибыльность производства.
2. Факторы конкуренции: существование равных конкурентов, степень специализации конкурентов, трудности входа и выхода фирм в отрасль, уровень интеграции, наличие товаров-заменителей, загрузка мощностей.
3. Барьеры входа в отрасль: потребность в инвестициях, наличие каналов распределения, доступ к сырью, государственный протекционизм, связанность потребителей с поставщиками.
4. Барьеры выхода из отрасли: государственные и социальные ограничения, специализация оборудования, зависимость от стратегических взаимоотношений.
|
|
5. Технологические факторы: науко- и капиталоемкость применяемых технологий, фондоемкость отрасли, сложность продукции, патенты и лицензии.
6. Макроэкономические факторы: инфляция, валютная стабильность, налогообложение, иностранные инвестиции и частная собственность.
7. Социальные факторы: дисциплина работников, половозрастной состав, уровень квалификации персонала, степень охвата профсоюзами, отношения рабочих с руководством.
Центральное место в этом разделе занимает описание потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ предприятия. Возможному инвестору или кредитору необходимо предоставить объективные свидетельства того, что у предприятия-реципиента есть все возможности для успешной реализации бизнес-плана. Для этого следует провести количественную оценку конкурентоспособности предприятия.
Под конкурентоспособностью, или конкурентным потенциалом предприятия понимается как реальная, так и потенциальная способность фирмы разрабатывать, производить, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, превосходящие аналоги по показателям качества и цене и пользующиеся приоритетным спросом у потребителей.
Отличие этих похожих терминов заключается в следующем. Если сравниваются показатели одного и того же предприятия за разные периоды, то применяется термин «конкурентный потенциал», а если оцениваются и сравниваются показатели разных предприятий, то – термин «конкурентоспособность».
Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих трех признаках:
1) потребители довольны и готовы повторно приобретать продукцию фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы.
Оценка конкурентоспособности должна базироваться на следующих принципах:
1. Применение преимущественно количественных методов.
2. Повторяемость оценки конкурентоспособности.
3. Системность (выработанный набор показателей, единый подход к их сбору и измерению).
4. Комплексность (как можно более всесторонний охват показателей).
5. Идентичность структур (конструкций) формул оценки.
6. Сведение к минимуму использования субъективных оценок.
7. Наглядность и удобство метода.
8. Возможность анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность, выявления резервов повышения конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.
Показатели должны отражать эффективность использования материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов и функциональных аспектов деятельности компании. В табл.3.1 в качестве примера приведено 77 показателей конкурентоспособности ОАО «К», которые разделены на шесть групп:
1. Показатели финансово-хозяйственной деятельности (28 показателей);
2. Производственные показатели (11);
3. Показатели качества (10);
4. Показатели развития (12);
5. Показатели по персоналу и социальной сфере (13);
6. Показатели уровня управления (2).
Таблица 3.1 – Показатели конкурентоспособности ОАО «К»
Показатели | Формула расчета показателя | Условный норматив, Пimax | Значения показателей за период, Пi | |||
1.Показатели финансово-хозяйственной деятельности | ||||||
1.1. Рост объема продаж, %* | (Выручкаотч/Выручкабаз)*100 | 81,4 | 180,2 | 316,1 | 358,7 | |
1.2. Выполнение плана по выпуску основной продукции, %* | Qф, шт/Qплан, шт *100 | 23,0 | 102,6 | 110,7 | 93,5 | |
1.3.Объем продаж, млн. дол.* | Стр. 10 Ф№2 | 175,7 | 327,7 | 660,2 | 830,6 | |
1.4. Прибыль до налогообложения, млн. дол * | Стр.140 Ф№2 | -68,4 | -67,9 | -66,6 | 1,3 | |
1.5.Чистая прибыль, млн. дол.* | Стр.190 Ф№2 | -814 | -348 | -95,9 | 2,4 | |
1.6.Рентабельность продаж, %* | Стр.190 Ф№2/Стр.10 Ф№2*100 | -462 | -106 | -14,5 | 0,3 | |
1.7.Объем реализации на одного работающего, тыс. руб.* | Стр. 10 Ф№2/Средне-списочная численность | 58,2 | 196,6 | 365,7 | 452,2 | |
1.8.Капитализация, млн. дол.* | Цена обыкновенной акции´Количество обыкн. акций | 126,5 | 262,1 | 207,2 | 314,0 | |
1.9.Отношение капитализации к реализации* | Рыночная стоимость/Объем продаж Стр.10 Ф№2 | 0,72 | 0,80 | 0,31 | 0,378 | |
1.10.Дивиденд на акцию* | Дивиденд на обыкновенную акцию/Рыночная цена обыкновенной акции | |||||
1.11.Рентабельность активов, %* | Стр.140 Ф№2/Стр.300 Ф№1*100 | -33,2 | -3,3 | -3,3 | 0,06 | |
1.12.Коэффициент текущей ликвидности* | Стр.290 Ф№1/Стр.690 Ф№1 | 0,382 | 0,188 | 0,559 | 0,890 | |
1.13.Оборачиваемость активов* | Стр.10 Ф№2/Стр.300 Ф№1 | 0,085 | 0,160 | 0,306 | 0,405 | |
1.14. Коэффициент автономии* | Стр.490 Ф№1/Стр.699 Ф№1 | 0,663 | 0,544 | 0,693 | 0,732 | |
1.15.Обеспеченность собственными оборотными средствами* | (Стр.490 Ф№1-Стр.190 Ф№1)/Стр.290 Ф№1 | -0,11 | -0,11 | -0,81 | -0,51 | |
1.16.Объем экспорта, млн. руб.* | 177,2 | 438,2 | ||||
1.17.Доля экспорта основной продукции в объеме выпуска, %* | Экспорт, шт./Выпуск, шт.* 100 | 3,2 | 8,5 | 11,2 | 15,0 | |
1.18.Динамика экспорта, %* | Qо, шт/Qб, шт*100 | 21,4 | ||||
1.19.Количество стран-импортеров продукции ОАО «К»* | Число стран, куда поставляется продукция | |||||
1.20.Место в рейтинге «Эксперт-200» | Журнал «Эксперт» | |||||
1.21.Фондоотдача* | Стр.10 Ф№2/Стр.190 Ф№1 | 0,127 | 0,288 | 0,370 | 0,493 | |
1.22.Затраты на рубль продаж | Стр.20 Ф№2/Стр.10 Ф№2 | 1,180 | 0,822 | 0,856 | 0,860 | |
1.23.Доля инициативной (прочей) продукции в объеме продаж, %* | Объем продаж инициативной продукции/Стр. 10 Ф№2*100 | 7,7 | 6,0 | 5,2 | 6,3 | |
1.24.Число выигранных тендеров на поставки* | Число заключенных договоров на поставку по результатам тендеров | |||||
1.25.Доля рынка по основной продукции (СНГ), %* | Объем продаж предприятия на рынках СНГ данного товара/Общий объем продаж данного товара на рынках СНГ*100 | 16,4 | 42,6 | 48,2 | 45,0 | |
1.26.Развитие дилерско-дистрибьюторской сети* | Число участников товаропроводящей сети в отчетном периоде/Число участников товаропроводящей сети в базовом периоде | 0,19 | 3,84 | 6,97 | 6,76 | |
1.27.Развитие сети сервиса* | Число станций сервиса в отчетном периоде/Число станций сервиса в базовом периоде | 0,30 | 3,02 | 3,44 | 2,59 | |
1.28.Динамика затрат на 1 рубль продаж | (Затраты на 1 руб. продаж)о/(Затраты на 1 руб. продаж)б | 0,120 | 0,678 | 0,690 | 0,729 | |
ИТОГО по разделу | 0,079 | 0,235 | 0,309 | 0,400 | ||
2. Производственные показатели | ||||||
2.1.Ритмичность производства | Среднеквадратическое отклонение месячного выпуска/Среднемесячный выпуск | 1,08 | 0,26 | 0,156 | 0,137 | |
2.2.Уровень автоматизации производства, %* | Число видов оборудования работающих полностью в автоматическом режиме/Общее число видов оборудования | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | |
2.3.Выработка основной продукции на 1 работника* | Объем выпуска основной продукции, шт./Среднесписочная численность | 0,06 | 0,29 | 0,50 | 0,41 | |
2.4.Износ основных средств (амортизируемых), % | Износ основных средств/ Остаток основных средств на начало периода *100 | 24,0 | 32,4 | 34,8 | 36,2 | |
2.5.Износ машин и оборудования, % | Износ машин и оборудования/Остаток машин и оборудования на начало периода | 78,0 | 78,4 | 82,2 | 76,5 | |
2.6.Средний возраст оборудования | Средневзвешенный возраст оборудования | |||||
2.7. Удельные затраты на энергию | Затраты энергии на 1 руб. продаж | 0,112 | 0,060 | 0,050 | 0,053 | |
2.8.Удельные затраты на сырье и материалы | Затраты сырья и материалов на 1 руб. продаж | 0,308 | 0,465 | 0,376 | 0,397 | |
2.9.Коэффициент сменности оборудования* | Число отработанных станко-смен/(Число станков* число рабочих дней за период) | 0,22 | 0,62 | 0,74 | 0,76 | |
2.10.Загрузка мощностей* | Время работы оборудования всех видов/Годовой фонд времени работы оборудования всех видов | 0,11 | 0,31 | 0,37 | 0,38 | |
2.11.Снижение критического объема выпуска по основной продукции | Критический объем выпуска основной продукции в отчетном периоде/ Критический объем выпуска основной продукции в базовом периоде | 0,394 | 1,38 | 1,36 | 1,94 | |
ИТОГО по разделу | 0,455 | 0,499 | 0,526 | 0,501 | ||
3. Показатели качества** | ||||||
3.1.Доля брака в объеме продаж, % | Внутренние и внешние потери от брака/Стр.10 Ф№2 *100 | |||||
3.2.Уровень рекламаций, % | Количество рекламаций/Объем выпуска*100 | |||||
3.3.Затраты на гарантийный ремонт, % | Затраты на гарантийный ремонт/Объем продаж *100 | |||||
3.4. Затраты на обеспечение качества, %* | Затраты на обеспечение качества/Объем продаж *100 | |||||
3.5.Число реализованных мероприятий по повышению качества* | Число внедренных мероприятий по повышению качества | |||||
3.6.Степень соблюдения требований НТД | Число действующих на производстве карт-разрешений | |||||
3.7.Сертификация систем качества производств* | Число производств, имеющих сертификат на систему качества | |||||
3.8.Уровень соблюдения технологической дисциплины, % | Число зафиксированных контролирующими органами нарушений требований НТД/Число проверенных требований НТД*100 | |||||
3.9.Число выигранных конкурсов по качеству* | Количество видов изделий, получивших медали, призы на конкурсах по качеству | |||||
3.10. Аттестация изделий, %* | Число аттестованных изделий/Число подлежащих аттестации изделий*100 | |||||
ИТОГО по разделу | 0,516 | 0,449 | 0,458 | 0,556 | ||
4. Показатели развития** | ||||||
4.1.Доля затрат на НИОКР, %* | Затраты на НИОКР/ Стр.10 Ф№2 *100 | |||||
4.2.Освоения новой продукции, * | Число освоенных за период новых видов продукции | |||||
4.3.Внедрение новых технологий * | Число внедренных новых технологий | |||||
4.4.Число используемых изобретений* | Общее число действующих изобретений в отчетный период | |||||
4.5.Экономический эффект от использования изобретений и рацпредложений, тыс. дол.* | ||||||
4.6.Число поданных заявок на изобретение и полезную модель* | ||||||
4.7.Число принятых рацпредложений* | ||||||
4.8.Затраты на научно-техническое творчество, % * | Затраты на научно-техническое творчество/Объем продаж*100 | |||||
4.9.Продажа лицензий, шт.* | Число проданных лицензий | |||||
4.10. Коэффициент обновления основных фондов, %* | Стоимость введенных за период основных фондов/Стоимость основных фондов на конец периода *100 | |||||
4.11.Число законченных НИР и ОКР* | Число НИР и ОКР, законченных в данном периоде | |||||
4.12.Инвестиции, %* | Объем инвестиций/ Объем продаж*100 | |||||
ИТОГО по разделу | 0,119 | 0,143 | 0,200 | 0,247 | ||
5. Показатели по персоналу и социальному развитию | ||||||
5.1.Средний возраст работников | Средневзвешенный возраст по среднесписочной численности | 35,9 | 37,4 | 38,0 | 39,3 | |
5.2.Доля работников с высшим образованием, %* | Число работников с высшим образованием/ Среднесписочная численность *100 | 10,4 | 10,5 | 11,3 | 11,4 | |
5.3.Доля обучающихся в вузах и техникумах, %* | Число студентов вузов и техникумов/Среднесписочная численность работников *100 | 6,3 | 7,8 | 9,1 | 15,0 | |
5.4.Число защищенных за период диссертаций* | ||||||
5.5.Повышение квалификации, %* | Число работников повышающих квалификацию за период/Среднесписочная численность*100 | 12,6 | 15,6 | 18,2 | 31,5 | |
5.6.Уровень заработной платы, дол.* | Средняя зарплата по предприятию в долларах | 60,2 | 76,7 | 97,1 | 120,7 | |
5.7.Превышение прироста производительности труда прироста заработной платы, %* | Прирост производительности труда/Прирост заработной платы*100 | -2,92 | 1,88 | 4,12 | 8,6 | |
5.8.Доля нарушителей трудовой дисциплины, % | Число нарушителей трудовой дисциплины/ Средне-списочная численность*100 | 8,05 | 9,77 | 8,84 | 12,06 | |
5.9.Доля неаттестованных рабочих мест, % | Число неаттестованных рабочих мест/Число рабочих *100 | 94,7 | 91,0 | 87,9 | ||
5.10. Частота несчастных случаев на производстве, % | Число работников попавших в несчастный случай на производстве/Среднесписочная численность работников *100 | 0,0022 | 0,0035 | 0,0038 | 0,0038 | |
5.11.Творческая активность работников* | Число полученных патентов, поданных рацпредложений/Среднесписочная численность | 0,006 | 0,007 | 0,019 | 0,028 | |
5.12.Потери рабочего времени, % | Потери рабочего времени, чел.-дни/Среднесписочная численность | 87,29 | 26,39 | 18,58 | 19,20 | |
5.13.Финансирование социальной сферы, %* | Средства, выделенные на социальную сферу/Объем продаж*100 | 1,08 | 0,51 | 0,25 | 0,35 | |
5.14. Текучесть кадров | Сумма принятых и уволенных работников/ Среднесписочная численность за период | 0,313 | 0,472 | 0,423 | 0,408 | |
ИТОГО по разделу | 0,281 | 0,313 | 0,350 | 0,354 | ||
6.Показатели уровня управления | ||||||
6.1.Доля управленцев в общей численности, % | Количество административно-управленческого персонала/Среднесписочная численность*100 | 21,6 | 19,8 | 18,6 | 18,3 | |
6.2.Эффективность управления, тыс. руб./чел * | Чистая прибыль/Число административно-управленческого персонала | -1249 | -894 | -345 | 10,0 | |
ИТОГО по разделу | 0,330 | 0,356 | 0,390 | 0,409 | ||
ИТОГО | 0,314 | 0,340 | 0,381 | 0,412 |
*Знаком отмечены прямые показатели, с ростом значений которых конечный результат улучшается. **Частные показатели носят конфиденциальный характер, поэтому не приводятся в таблице.
|
|
|
|
Итоговые показатели по группам и обобщенный показатель конкурентоспособности предприятия рассчитываются по формуле:
(3.1)
где число показателей; значения показателей конкурентоспособности, рассчитываемые по формулам:
(3.2)
(3.3)
Здесь значение i -го показателя, максимальное значение i -го показателя среди сравниваемых объектов или принятое нормативное значение показателя. Формула (3.2) применяется для прямых, а формула (3.3) – для обратных показателей. Прямыми называются показатели, с ростом значений которых конечный результат улучшается, а обратными – показатели, рост которых ухудшает конечный результат.
Сравнительная оценка конкурентоспособности предприятий отрасли требует наличия большого объема информации, часть которой является конфиденциальной. Значительная доля приведенных в табл.3.1 показателей может быть получена от специализированных организаций, а также с интернет-сайтов предприятий. При отсутствии необходимых данных отдельные показатели могут быть исключены из списка. Однако при этом достоверность оценки несколько снижается.
Показатели за разные периоды должны рассчитываться по одной и той же методике, а стоимостные показатели – приводиться к сопоставимому виду с учетом темпов инфляции. При соблюдении этих условий обеспечивается достоверность интегральных показателей конкурентоспособности.
На основе анализа динамики групповых и интегрального показателей можно сделать вывод о том, в каком направлении изменяется конкурентный потенциал предприятия, а сравнивая с аналогичными показателями других предприятий отрасли – оценить перспективность и целесообразность сотрудничества с ним.
При составлении характеристики предприятия необходимо использовать обоснованные и достоверные сведения. Если Вы хотите представить свое предприятие более привлекательным, лучше в бизнес-плане исключить из рассмотрения отдельные показатели, чем завышать или занижать их реальные значения.
В разделе также целесообразно упомянуть о кредитной и инвестиционной истории предприятия: с какими банками и инвесторами Вы раньше сотрудничали, каковы результаты этого сотрудничества. Необходимо также упомянуть о крупных проектах, реализованных за последнее время.
Не стоит скрывать информацию о судебных разбирательствах, в которые вовлечена фирма, если конечно есть таковые. Инвестор может узнать об этом из других источников и отказаться от сотрудничества с Вами.
Если предприятие имеет награды за особые успехи в деятельности за последние годы, то на это также нужно указать. Могут быть приведены и публикации в СМИ с высказываниями известных людей о предприятии и его продукции.
Привлекательность предприятия для инвестора существенно возрастет, если в разделе будут отмечены достижения фирмы в научно-технической области, разработке новых технологий, освоении новых видов продукции, или сведения об уникальных творениях, выполненных в стенах этого предприятия.
Результатом данного раздела должен быть вывод о способности предприятия реализовать представленный бизнес-план.