В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям. Необходимо определить для себя и представить в бизнес-плане те преимущества своей продукции, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичным товаром конкурентов.
То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.
Описание продукта надо вести в следующей последовательности:
§ назначение продукта;
§ заменяет ли новый товар старого, или это абсолютно новый товар;
§ идея товара новая, или ностальгическая;
§ на каких рынках, кому будет продаваться товар;
§ фотография, рисунок или схема товара;
§ фирменная марка товара;
§ функциональные возможности;
§ принцип работы, технология применения;
§ результаты испытания товара;
§ технические характеристики (желательно в сравнении с аналогами);
§ особенности, отличия, преимущества в сравнении с аналогами;
|
|
§ уникальные свойства товара;
§ наличие патентов, лицензий;
§ сезонность товара;
§ экологические свойства;
§ экономические свойства товара;
§ особенности дизайна товара;
§ характеристика упаковки товара;
§ способность к модернизации, улучшению качества;
§ характеристика с позиций ресурсосбережения, материалоемкости, технологичности;
§ характеристика наукоемкости;
§ использование патентов, лицензий, новых технических решений;
§ коэффициент качества товара;
§ коэффициент конкурентоспособности товара;
§ наличие опытного образца;
§ результаты испытания, проверки товара;
§ соответствие товара стандартам, наличие сертификата;
§ слабые стороны товара и возможности их преодоления;
§ срок жизненного цикла товара;
§ эксплуатационные, утилизационные особенности товара;
§ особенности сервиса товара;
§ степень освоения товара.
В рыночной экономике основой благополучия производителя является конкурентоспособность его продукции. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оценка потребителем степени превосходства товара по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка.
Из вышеприведенного определения видно, что конкурентоспособность товара формируется двумя категориями – «ценой» и «качеством».
Качество товара – это оцененное потребителем в конкретный момент времени в каком-либо сегменте рынка превосходство изделия над аналогами по технико-экономическим показателям за жизненный цикл, достигаемое за счет максимального удовлетворения потребностей человеческого общества при минимальном для него и природы ущербе.
|
|
Схема оценки качества изделий состоит из следующих этапов:
1) постановка цели;
2) выбор аналогов оцениваемого изделия;
3) выбор и иерархическая классификация номенклатуры показателей качества, наиболее полно характеризующих изделие с точки зрения потребителя;
4) объединение значений показателей качества в один интегральный показатель;
5) сравнение интегральных показателей аналогов и принятие решений по управлению уровнем качества продукции.
Дляколичественной оценки качества технических и социально-экономических объектов был разработан универсальный метод. Под объектами здесь подразумевается то, что может быть подвергнуто к оценке. Это могут быть товары, услуги, движимое и недвижимое имущество, хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, отрасли, регионы, страны, технологии, инвестиционные проекты, инвестиционная привлекательность, конкурентный потенциал персонала, ассоциации, спортивные команды и др.
Предпосылками для разработки универсальной методики оценки качества различных объектов явились следующие обстоятельства:
1. Cхема процесса принятия решения не зависит от той области, в которой принимается решение. В настоящее время разработаны и на практике применяются множество методов количественной оценки качества различных объектов. В большинстве из них реализуется один и тот же алгоритм оценки, состоящий из 4 этапов. Однако процессы, реализуемые на этапах такого алгоритма, в разных методах различаются.
2. Все известные объекты имеют общую черту - характеризуются набором показателей качества, которые в совокупности определяют свойства объекта, выделяют его среди других. Определение качества, данное Гегелем в энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность», т.е. качество представляет собой совокупность свойств изделия, характеризующих и отличающих его от других. При изменении свойств, предмет как бы исчезает, преобразовывается. Следовательно, любой объект обладает качеством. В этом и заключается сущность понятия качества.
3. Показатели качества объекта, интересующие лицо, принимающее решение (ЛПР), могут быть установлены известными методами познания объективного мира. Причем показатели качества, во-первых, могут быть сгруппированы по каким-либо схожим признакам, во-вторых, могут быть выражены количественно, либо путем измерения, либо с применением методов квалиметрии.
4. Множество разноразмерных числовых показателей качества, характеризующие объект, могут быть объединены в один числовой показатель с учетом весомости единичных показателей. Показатели, критерии оценки объекта могут попарно сравниваться по вкладу их в конечный результат. Попарное сравнение показателей качества позволяет их ранжировать по значимости, следовательно, рассчитать коэффициенты весомости.
5. Социально-экономические объекты, как и технические, могут быть охарактеризованы иерархически структурированной номенклатурой показателей, а сами показатели измерены методами квалиметрии.
Можно делать вывод о том, что количественная оценка качества как технических, так и социально-экономических объектов может быть осуществлен по единому универсальному методу. Естественно, он должен быть адаптивным к ситуации, объектам оценки. Любая группа объектов характеризуется, прежде всего, только им присущим набором показателей качества. При наличии номенклатуры показателей качества разных объектов, можно по одному и тому же методу объединить их в один числовой показатель. Метод оценки должен соответствовать квалиметрическим требованиям, приведенным в табл.1.
|
|
Таблица 1
Квалиметрические требования к методу количественной оценки технических и социально-экономических объектов
Наименование требования | Суть требования |
1. Пригодность | Должен позволять получить интегральную количественную оценку объекта, а не что-то другое. |
2.Достаточность | Результат оценки не должен нуждаться в других измерениях и расчетах. |
3. Уникальность | Результат оценки должен удовлетворять требованиям ЛПР и быть единственным в своем роде. |
4. Надежность | Ошибки измерения должны быть минимальны, сбои нежелательны. |
5. Квантифицируемость | Количественные показатели должны иметь смысловую нагрузку и быть понятными. |
6. Интегральность | Должен объединять разные параметры объекта в один. |
7. Индивидуальность | Оценка должна осуществляться независимо от других объектов. |
8. Гибкость | Метод должен позволять производить оценку во всех этапах жизненного цикла различных объектов. |
9. Нетрудоемкость | Метод не должен требовать больших материальных, трудовых и временных затрат. |
10. Оперативность | Метод должен позволять получать оценку быстро. |
11. Улучшаемость | Метод должен иметь возможность совершенствования. |
12. Количественность | Метод должен позволять получить количественную оценку. |
13. Одинаковость | Метод должен быть одинаков по отношению к разным объектам, ситуациям. |
14. Глобальность | Метод должен "работать" на глобальный критерий – интересы развития всего общества. |
15. Единственность | Результат оценки должен быть единственным. |
16. Сравнимость | Оценки одинаковых объектов должны быть одинаковы. |
17. Воспроизводимость | Результаты, полученные на одном объекте разными исследователями, должны быть одинаковыми. |
18. Всесторонность | Метод должен учитывать все свойства изделия, имеющие значение для потребителя и других заинтересованных лиц |
19. Чувствительность | Оценка должна быть чувствительной к изменению принятых показателей. |
20. Монотонность | С улучшением параметров оценка должна улучшаться. |
21. Точность | Погрешность оценки должна быть сопоставимой с точностью проведения обычных технических расчетов. |
22.Динамичность | Оценка должна вестись с учетом динамики показателей качества объекта. |
23.Управляемость | Метод должен быть ориентирован на управление оцениваемым объектом. |
24.Масштабность | Результаты оценки не должны зависит от масштабов объекта. |
25.Экономическая эффективность | Экономический результат от применения метода должен превосходить затраты на реализацию оценки. |
|
|