В в е д е н и е

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

БИЗНЕС-ПЛАНА

Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Бизнес-планирование» для студентов специальности 080502 - «Экономика и управление на предприятии строительства»

УФА - 2007


Рекомендации по разработке бизнес-плана. Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Бизнес-планирование» для студентов специальности 080502 - «Экономика и управление на предприятии строительства» / Составитель Фасхиев Х.А. - Уфа: УГНТУ, 2008. - 53 с.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и экономика в строительстве» Долгодворова Г.Н.

В работе приведены практические аспекты разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Даны необходимые формулы, справочно-нормативные материалы, табличные формы для разработки разделов бизнес-плана.

© Уфимский государственный

Нефтяной технический

Университет, 2008 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

В в е д е н и е………………………………………………………………….  
  Титульный лист, оглавление, резюме………………………………….  
  Меморандум о конфиденциальности…………………………………...  
  Описание предприятия…………………………………………………..  
  Рыночные исследвания………………………………………………….  
  4.1 Описание товара………………………………………………….  
  4.2 Рынок сбыта………………………………………………………  
  4.3 Конкуренция…………………………………………………………  
  4.4 Прогноз продаж……………………………………………………..  
  План маркетинга…………………………………………………………...  
  5.1 Установление уровня цен…………………………………………..  
  5.2 План сбыта…………………………………………………………..  
  5.3 План рекламных мероприятий……………………………………..  
  5.4 Бюджет маркетинга…………………………………………………  
  План производства…………………………………………………………  
  Организационный план……………………………………………………  
  Финансовый план………………………………………………………….  
  8.1 Определение источников финансирования………………………..  
  8.2 Смета затрат до получения первых поступлений от реализации  
  8.3 Рабочий график первого этапа реализации проекта……………...  
  8.4 Запасы сырья………………………………………………………...  
  8.5 Кредиты………………………………………………………………  
  8.6 Выбор варианта налогооблажения и расчет налогов……………..  
  8.7 Проект плана финансовых результатов деятельности……………  
  8.8 План движения денежных средств…………………………………  
  8.9 Определение точки безубыточности……………………………….  
  8.10 Расчет показателей экономической эффективности проекта…….  
  Анализ рисков……………………………………………………………...  
  Рекомендации по оформлению бизнес-плана……………………………  
  Прикладные программы для подготовки и анализа бизнес‑планов…….  
Приложения……………………………………………………………………...  
Библиографический список литературы……………………………………  
 
 
 
 
 

В в е д е н и е

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о не­удачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.

Бизнес-план - это специальный инструмент управления предприятием в современной рыночной экономике независимо от его масштабов, сферы деятельности и организационно-правовой формы. У любого бизнес-плана есть две основные функции: а) внутренняя: для внутреннего понимания предпринимателем, руководителем предприятия и сотрудниками путей развития предприятия в целом или отдельного проекта; б) внешняя: для внешних пользователей - убедить кредитора, инвестора в состоятельности планируемого проекта. Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами; используется при приглашении необходимых сотрудников. Бизнес-план может служить основанием для принятия решения банками, другими финансовыми организациями по выделению кредитных средств для реализации мероприятий, вытекающих из бизнес-плана, в том числе для приобретения или лизинга оборудования, подвижного состава, строительства или реконструкции производственных помещений.

Особую роль бизнес-планирование играет в сфере малого бизнеса. Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. В условиях рынка бизнес-планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

В ходе изучения дисциплины «Бизнес-планирование» студент должен освоить навыки планирования бизнеса с учетом всех его аспектов, оформления и представления бизнес-плана заинтересованным субъектам рынка. Курс «бизнес-планирование» может стать первой ступенькой в профессиональной деятельности будущего менеджера. Для этого необходимо выбрать область деятельности, которая его привлекает, и попытаться в рамках курсовой, дипломной работы планировать деятельность своей будущей фирмы в форме бизнес-плана. Как показывает практика, второй и последующие бизнес-планы разработчику «даются» гораздо легче, чем первый. Бизнес-планирование требует глубоких знаний в области менеджмента, маркетинга, экономики предприятия, финансах, организации и технологии производства, управления инвестициями. Повторение изученного материала и пополнение новыми знаниями в этих областях экономики при разработке бизнес-плана будет способствовать подготовке высокопрофессиональных менеджеров.

В настоящее время единой общепринятой структуры бизнес-плана нет. Однако на практике выработаны рекомендации по содержанию и логическому изложению аспектов планируемой деятельности в бизнес-плане. В типовой бизнес-план рекомендуется включить следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Резюме.

4. Меморандум о конфиденциальности.

5. Описание отрасли, предприятия.

6. Описание товара или услуги.

7. Рыночные исследования.

8. План маркетинга.

9. Производственный план.

10. Организационный план.

11. Финансовый план.

12. Риски проекта.

13. Социальный и иной эффект от реализации проекта.

14. Приложения.

В зависимости от целей, вида бизнеса, состава участников, этапа жизненного цикла объекта, требований инвесторов и др. структура бизнес-плана может существенно отличаться от типового.

1. Титульный лист, оглавление, резюме

Титульный лист должен информировать где, кем, когда составлен бизнес-план и главное – название проекта. Название должно быть кратким, отражать суть проекта, понятным. На титульном листе рекомендуется поместить фото (рисунок), отражающее идею бизнес-плана.

Оглавление должно отражать структуру бизнес-плана. Разделы должны быть оцифрованы арабскими цифрами, указан номер страницы, в которой начинается раздел. Название раздела и номер страницы должны стыковаться отточием.

Резюме составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта и характеристику его важнейших показателей. В резюме необходимо изложить выводы, касающиеся основных аспектов проекта.

При составлении резюме рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. В чем суть бизнес-идеи?

2. Цель предлагаемого бизнеса и составления бизнес-плана.

3. Кто будет осуществлять бизнес-идею?

4. Предполагаемые формы участия инвесторов в проекте.

5. В чем уникальность, отличия, преимущества Вашей продукции (услуг)?

6. Есть ли сертификат качества?

7. Для кого предназначен Ваш товар?

8. Кто сегодня удовлетворяет потребность в этом товаре (конкуренты)?

9. Каков объем платежеспособного спроса на Ваш товар?

10. Какова необходимая величина инвестиций?

11. Каков Ваш собственный вклад?

12. Желаемый объем инвестиций, кредитов со стороны?

13. Желаемый процент по кредитам?

14. Куда Вы намерены вложить средства?

15. Чем гарантируется возврат кредитов, и когда они будут возвращены?

16. Срок (жизненный цикл) проекта?

17. На какой стадии разработки находится проект?

18. Известны ли будущие поставщики, потребители продукции?

19. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть?

20. Какие конкретные действия, и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта?

21. Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта?

22. Основные показатели экономической эффективности бизнес-проекта (ЧТС, РI, ВКО, срок окупаемости), а также коэффициенты платежеспособности, ликвидности, рентабельности в начале и конце проекта; критический объем выпуска.

23. Каковы перспективы развития Вашего бизнеса?

24. Факторы, способствующие росту Вашего бизнеса?

25. Основные риски и мероприятия по их сокращению.

26. Социальные, экологические, иные эффекты от бизнес-проекта.

Объем резюме не должен быть больше 2-4 страниц. Текст должен быть написан на общедоступном языке, с применением в меру технических и экономических терминов. С резюме начинается бизнес-план, его читают все заинтересованные лица, поэтому этот раздел должен оставить благоприятное впечатление у читателя. Иначе, бизнес-план могут вообще отложить в сторону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: