Редакционная почта или письма читателей газеты

Тема № 14. Эпистолярная публицистика

Ключевые слова: Письмо, газетный жанр, эпистолярная публицистика, «малые» формы письма, открытое письмо.

Рассматриваемые вопросы:

1. Редакционная почта или письма читателей газеты

2. Возникновение письма как эпистолярного жанра публицистики

3.Назначение эпистолярной публицистики

4.Разновидности эпистолярной публицистики

Литература:

1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000 г.

2. Григорян Марк Пособие по журналистике. – М.: «Права человека», 2007. – 192 с. См. Библиотека Центра экстремальной журналистики. Раздел: Электронная библиотека

http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=748

3.Герцен А. И. Поли. собр. соч. в 30-ти т., т. 14. М., 1958, с. 256.

4. Калинин М.И. О корреспондентах и корреспонденциях. М., 1958, с. 37, 31, 30

5. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29. М., 1956, с. 76—77.


Задания для СРС

Задание 1. Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Письмо как газетный жанр

2. Возникновение письма как жанра публицистики.

3. Употреб­ление термина «письмо» в журналистской практике.

4. Совместное творчество автора письма и журналиста

5. Эпистолярный жанр публицистики

6. Эпистолярная публицистика и ее своеобразие

7.Назначение эпистолярной публицистики

8. Первая своеобразная функция эписто­лярной публицистики.

9. Вторая отличительная черта письма как жанра

10.Третья сторона назначения эпистолярной пуб­лицистики

11.Разновидности эпистолярной публицистики

Задание № 2. «Открытое письмо».

Провести анализ актуальности поднимаемой проблемы, обратить внимание характеру изложения в письме, кому обращено письмо и т.д.

Задание № 3. Написать письмо в редакцию.

Редакционная почта или письма читателей газеты

Слово «письмо» имеет несколько значений. Это и газетный жанр, и личное посла­ние одного человека к другому. В журналистской практике термин «письмо» употреб­ляется очень широко и в разных значениях. Широко из­вестны «Философические письма» Чаадаева, «Письма...» Алихана Букейханова, опубликованные, в свое время, на страницах газет. В советской прессе слово «письмо» часто входило в названия рубрик («Письма из главка», «Письма с завода», «Сельские письма» и т. д.), под которыми печатались чаще всего серии корреспонденции с объекта, на ко­торый направлен журналист редакцией.

Письмами иногда называют разделы большой статьи или брошюры, печатающиеся частями в газете или жур­нале. Письмами называют также все те сообщения, жало­бы, предложения, рассказы о пережитом, отклики на события дня, на выступления газеты, размышления над по­разившими фактами, над событиями, впечатления о встречах и т.д., которые составляют содержание понятия «редакционная почта».

Очень многое из того, что приносит редакционная поч­та, в той или иной форме выходит на газетную полосу. Публицисты, опираясь на редакционную почту, выдви­гают в газете ту или иную проблему, обращаются к той или иной теме. Письмо становится поводом для срочной командировки спецкора. Письмо выступает отправным моментом, а то и основой для материалов, печатающихся под рубрикой «Письмо по­звало в дорогу», «По письму читателя — на место событий», «Интервью с письмом в руке» и т. д. Сочетаясь, дополняя одно другое, подчас по­лемически сталкиваясь между собой, письма образуют фундамент для обозрений типа «Раздумья над письма­ми».

Читатель в этих случаях выступает как бы «соавто­ром», причем порой ведущим, профессионального журна­листа. И это соавторство в высшей степени плодотворно: каждый из них делает то, чего не может сделать другой. Совместное творчество автора письма и журналиста чрезвы­чайно плодотворное сотрудничество. Автор письма, высказывает свои личные наблюдения, выдвигает своеобраз­ную аргументацию, рассматривает явления жизни так, как они преломились в его сознании. Журналист, имеющий перед собой множество писем и умеющий ви­деть значительно шире, чем автор отдельного письма, ограниченного рамками локальной ситуации, должен рассмотреть за фактами явление, обобщить мнения, содержащиеся в редакционной почте.

Многие письма читателей газеты, ее внештатных корреспондентов печатаются на страницах газет и как самостоятельные произведения. «Письма на важную тему», «Письма наших читателей», «Почта за неделю» — эти и другие рубрики в советский период не сходили с газетных страниц. Материалы, печатающиеся под ними, по традиции называют письмами. При этом слово «пись­мо» применительно к ним в повседневной практике упо­требляется и как указание на то, что материалы посту­пили в газету по почте, но также и как указание на их жанровые признаки. И письмо читателя тем са­мым становится в один ряд с другими жанрами газеты (репортажи, статьи, очерки, письма читателей). Однако причислять все произведения, пришедшие от читателей по почте, к письмам в жанровом значении этого слова нельзя.

В редакционной почте есть и статьи, и корреспон­денции, и репортажи, и заметки, и очерки. Не случайно во многих газетах появились рубрики «Репортаж ведет читатель», «Фельетоны наших читателей», даже «Пере­довая читателя» (например, в газете «Труд»). Анализ показывает, что большинство материалов, принадлежа­щих перу читателей, — это заметки и корреспонденции. Однако тенденция такова, что следует ожидать появле­ния все большего количества произведений, написанных читателями во всех других жанрах публицистики. Таким образом, во-первых, редакционная почта, выходящая па газетные страницы, — это многогранная по темам и под­ходу к их решению, по содержанию и форме читательская публицистика. Почта газеты, — это подлинная энциклопедия сегодняшнего дня. Многоголо­сый, взволнованный разговор о самых актуальных про­блемах нашей жизни — проблемах политических, мораль­ных, экономических, социальных, бытовых, эстетиче­ских». Иногда журналисты образно называют читате­лей «журналистом номер один».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: