Разновидности эпистолярной публицистики

Эпистолярная публицистика соседствует на страницах газет с произведениями этого жанра, принадле­жащими читателям. Редакционная почта, состоящая из произведений самых различных жанров, приносит и такие, какие невозможно рассматривать как заметки или корреспонденции, статьи или очерки. Это письма в жанровом смысле слова. И это естественно: поскольку читательская публицистика содержит мнения по всем вопросам современности, поскольку она высту­пает во всех жанрах, в ней не могут не быть произведе­ния, написанные в эпистолярном жанре.

Письмо может быть вызвано как отдельным, частным случаем, так и рядом значительных случаев, наблюдений. Письмо может выражать мнение одного человека, огра­ниченного своим индивидуальным жизненным опытом и личными наблюдениями, и мнение коллектива, распола­гающего широкими возможностями концентрации и обоб­щения, сопоставления наблюдений и мнений его отдель­ных членов.

В «малых» формах письма (письмо-отклик, письмо-вопрос, письмо-предложение, письмо-пожелание, письмо-благодарность, письмо-осуждение, письмо-прось­ба, письмо-сигнал, письмо-замечание и т. д.) рассужде­ния и аргументация, на которых основывается высказы­ваемое мнение, неразвиты. В развернутых письмах, тем более коллективных, суждения и оценки, выводы и пред­ложения обосновываются подробно и всесторонне.

Разнообразные по масштабу фактов, по широте и глу­бине обобщений, вызванных размышлениями над факта­ми, письма («малые формы», развернутые, индивидуаль­ные и коллективные) — это всегда, (если употреблять терминологию Герцена, исповедь и одновременно проповедь, обращенная к определенной аудитории) и характер проповеди в разных письмах разный, завися­щий от того, каков адресат.

Чаще всего читательское письмо не имеет данного от­дельного адресата (хотя бывает и так). Автор обращает­ся к газете и через нее ко всем читателям. Поэтому лич­ного обращения, столь характерного для письма, чаще всего не бывает. Но даже и в том случае, если письмо адресовано определенному лицу (или коллективу), его обращенность ко всем читателям вполне отчетлива.

В другой группе писем обнаруживается стремление, привлекая внимание всех читателей, непосредственно об­ратиться к определенной части читательской аудитории. К этому зачастую неизбежно приводит конкретизация со­держания, более ясное понимание того, кто должен отве­тить на вопрос, кто может помочь разобраться в сложной ситуации. Поэтому-то, например, в письме «Интересно ли тебе работать?» адресат назван более конкретный, чем просто «редакция».

«Мы думаем, — пишут авторы, — что молодые рабо­чие с разных заводов откликнутся на наше письмо. Да­вайте сообща подумаем над тем, как создать рабочему человеку доброе трудовое настроение».

Наконец, в третьей группе писем адресатом является коллектив, группа лиц или даже один человек, к которо­му в силу важности вопроса автор обращается через га­зету. Указания на действия этого человека, критика или поддержка его, обращенные к нему замечания или пред­ложения придают такому письму своеобразную окраску. Можно назвать такие письма, адресат которых — все читатели или крайне неопределенная группа, «письмами без адреса»; письма, адресованные вполне определенной группе или отдельному человеку, — «открытыми письма­ми». (Особенно важно это разделение при характеристи­ке эпистолярной публицистики профессиональных журна­листов.)

Таким образом, можно выделить в письме три сторо­ны: мысли, переживания, мнения автора, вызван­ные фактами жизни и обращенные к опреде­ленному адресату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: