Высота барьеров входа и рентабельность фирм на рынках США (1950-1960 гг.)

Вопрос 1. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок.

Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок — это такие факторы объективного или субъективного харак­тера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барье­рам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.

К таким же результатам приводит и наличие барьера для выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое не­легко было бы реализовать в случае банкротства фирмы), — следо­вательно, высок риск деятельности в отрасли, — вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фир­мам поднимать цены выше предельных затрат и получать положи­тельную экономическую прибыль не только в коротком, но и в длительном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой степени концентрации вынуждены подчи­няться конкурентному поведению из-за потенциальной или реальной угрозы вторжения новых фирм.

Так, например, по исследованиям американского ученого М. Ман­на,[1] для отраслей с высокими барьерами для входа характерен и более высокий уровень доходности (табл. 8).

Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отрасли, связанными с технологией производства, характером пред­почтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкурен­цией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры.

Другой тип барьеров — барьеры, вызванные стратегическим по­ведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразо­вание, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).

Таблица 8

Высота барьеров входа и рентабельность фирм на рынках США (1950-1960 гг.)

Рынки Рентабельность, %
Рынки с очень высокими барьерами  
для входа  
Автомобильная промышленность 15.5
Производство жевательной резинки 17.5
Производство сигарет 11.6
Средняя 16.4
Рынки с барьерами средней высоты  
для входа  
Производство мыла 13.3
Сталелитейная промышленность 10.8
Средняя 11.1
Рынки с невысокими барьерами  
для входа  
Производство стеклянной тары 13.3
Производство бритвенных принадлежностей 8.5
Средняя 10.9

Согласно классификации основоположника гарвардской тради­ции в теории организации промышленности Дж. Бэйна,[2] по высоте и эффективности барьеров входа различают четыре вида рынков.

— Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; обеспечивается полная мобиль­ность ресурсов; цена в отрасли устанавливается на уровне предель­ных затрат.

— Рынки с неэффективными барьерами для входа: фирмы, дей­ствующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, од­нако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде.

— Рынки с эффективными барьерами для входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.

— Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

Наиболее важным в теоретическом и практическом плане пред­ставляется исследование второй и третьей ситуаций. Легко заметить, что в данном случае наличие или отсутствие стратегических барьеров для входа в отрасль будет зависеть от ряда показателей, характери­зующих положение фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: