Эффективность стратегических барьеров для входа

Концепция эффективности политики барьеров для входа отталки­вается от того, что стратегия препятствия входу новых фирм сопря­жена с определенными затратами для действующих в отрасли фирм. Это могут быть затраты, связанные либо напрямую с ценовой поли­тикой — относительное снижение цен для исключения потенциаль­ной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкурен­ции (инвестициями в мощности, расходами на создание «избыточ­ной» дистрибьютерской сети, расходами на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.).

Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соот­ветствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.

Пусть фирма получает в текущем периоде экономическую при­быль Пр Если фирма не позаботится о входных барьерах, на рынок войдут новые фирмы, возникнет конкуренция и экономическая при­быль упадет до нуля. Расходы на поддержание барьеров в единицу времени равны С. Таким образом, фирма сопоставляет два возмож­ных потока дохода:

без поддержания барьеров —

f 1 =(П1,0,0,...);

с поддержанием барьеров —

F o=(П1 – С, П1 – С, П1 – С,...).

Если коэффициент дисконтирования для одного периода равен d, то сегодняшние ценности потоков равны соответственно

PV[F0] = П1; PV[F1] = = ,

где d дисконтирующий множитель; t время.

Таким образом, фирме выгодно поддерживать входные барьеры, если PV [ F 1]> PV [ F 1], т.е.

.

Очевидно, что решение о политике установления барьеров будет на­ходиться в прямой зависимости от величины прибыли, получаемой фирмой на рынке при отсутствии входа, от величины дисконтиру. ющего множителя, и в обратной зависимости от расходов, необходи­мых для установления эффективных входных барьеров.

Нестратегические барьеры входа на рынок Экономия от масштаба и минимально эффективный размер

Из курса микроэкономики мы знаем, что возрастающая экономия от масштаба служит причиной возникновения естественных монопо­лий в двух случаях: когда производственная функция затрат демон­стрирует возрастающую экономию от масштаба при любом объеме выпуска (рис. 2) и когда спрос недостаточно велик по сравнению с объемом выпуска, при котором экономия от масштаба меняется на постоянную или убывающую (рис. 3).

Барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от мас­штаба, связаны с понятием минимального эффективного размера (MES — minimum efficient size) — объема выпуска, при котором возрастающая экономия от масштаба меняется на постоянную (убы­вающую), и фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних затрат (рис. 4, 5).

Показатель минимально эффективного размера обычно измеряет­ся в долях рыночного объема.

Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, будет равно отношению объема рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимально эффективному раз-



 



Рис. 2. Естественная монополия: эко­номия от масштаба при любом объ­еме.

Рис. 3. Естественная монополия: экономия от масштаба при ценах спроса, превышаю­щих затраты.

LRAC

MES

Q




Рис. 4. Минимально эффективный вы­пуск при L-образной кривой затрат.


Рис. 5. Минимально эффективный вы­пуск для U -образной кривой средних затрат длительного периода.


меру (при условии, что производ­ственная функция и структура затрат всех фирм в отрасли иден­тичны):

где Qd объем рыночного спроса при цене, равной минимуму дол­госрочных средних затрат; q* минимально эффективный размер фирмы.

Если в отрасли окажется число фирм, большее п, по крайней мере часть из них будет производить товар с затратами, большими минимального значения долгосрочных средних затрат, причем це­новая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних затрат, так что некоторые фирмы будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производ­ство.

Возрастающая экономия от масштаба служит барьером для вхо­да в отрасль, однако знания о наличии возрастающей экономии от масштаба недостаточно для того, чтобы делать вывод о высоте барьеров для входа в отрасль. Необходима дополнительная инфор­мация — о разнице между уровнем средних затрат крупных и мелких фирм в отрасли. Чем выше эта разница, тем существеннее барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от мас­штаба.

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров для входа в отрасль, служит показатель преимущества в затратах[3] — отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий (входящих в первый дециль выборки, ранжированной по убыванию объема выпуска) к соответ­ствующему показателю для мелких предприятий (принадлежащих к последнему децилю выборки) отрасли. Исследования Р. Кейвза и соавторов[4] привели к выводу, что высокий минимально эффектив­ный размер выпуска лишь тогда создает существенные барьеры для входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предпри­ятий в издержках выше 1.25.

Использование показателя преимущества в затратах исключает типичную ошибку эмпирических исследований — отождествление высокого показателя минимально эффективного размера с показате­лем уровня концентрации.

Показатель минимально эффективного размера служит важной характеристикой рыночной структуры. Минимально эффективный размер определяется технологией производства товара. В эмпириче­ских исследованиях минимально эффективный размер можно услов­но отождествлять с производственной мощностью предприятия (или с существенной долей производственной мощности, например 90%). В этом случае важнейшим показателем, свидетельствующим о харак­тере экономии от масштаба, является коэффициент использования производственной мощности. Низкое значение этого показателя сви­детельствует о том, что фирма не полностью использует возможно­сти, заложенные в проектной технологии предприятия, что проявля­ется, как правило, в возрастающей экономии от масштаба. Если коэффициент использования производственной мощности низок, высока вероятность ценовой конкуренции между фирмами-продавца­ми. Наоборот, при высоком значении коэффициента использования производственной мощности можно сделать вывод о постоянной или убывающей (во всяком случае, не возрастающей) экономии от мас­штаба.

Минимально эффективный размер и равновесное число фирм на российском рынке синтетического каучука

Покажем применение концепций минимально эффективного размера, экономии от масштаба и равновесного числа фирм на рынке на примере производства синтетического каучука.

Объем реализации синтетического каучука на внутреннем рынке составил в 1995 г. около 405 тыс. т. Считая минимально эффективный размер пред­приятия отрасли приблизительно равным производственной мощности, сдела­ем вывод о том, какое число предприятий могло бы действовать в отрасли в длительном периоде, производя продукцию с минимальными средними затра­тами.

Производственная мощность крупнейших предприятий-производителей синтетического каучука в России составляет (тыс. т): «Воронежсинтезкаучук» — 337.8; Стерлитамакское АО «Каучук» — 321.1; Тольяттинское АООТ «Синтезкаучук» — 264; «Ефремовский завод синтетического каучука» — 212.5; «Омский каучук» — 162.2.

Можно сделать вывод, что при емкости внутреннего рынка синтетического каучука, характерной для 1995 г., предложение на рынке синтетического каучука могло бы обеспечить только два предприятия. Ответ несколько из­менится, если будет учтен объем экспорта синтетического каучука: в 1995 г. он составил приблизительно 425 тыс. т. Выпуск, достаточный для обеспече­ния платежеспособной потребности внутреннего рынка, а также для экспорта в фактическом масштабе, мог бы быть произведен только на трех крупнейших предприятиях подотрасли.

Итак, нынешнее число предприятий-производителей на рынке синтетиче­ского каучука является избыточным с точки зрения емкости платежеспособ­ного спроса: предприятия отрасли имеют далеко не полную загрузку произ­водственной мощности. Данные табл. 9 подтверждают этот вывод. Можно предположить, что производство на названных предприятиях демонстрирует возрастающую экономию от масштаба — снижение затрат на единицу продук­ции с ростом выпуска. Возрастающая отдача от масштаба в текущей ситуации служит не только барьером для входа на рынок, но и фактором, способству­ющим ценовой конкуренции между продавцами.

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: