Предприятие-производитель | 1994 г. | 1995 г. | 9 месяцев 1996 г.* |
АООТ «Воронежсинтезкаучук» | 0.261 | 0.404 | 0.430 |
Стерлитамакское АО «Каучук» | 0.527 | 0.689 | 0.624 |
Тольяттинское АООТ «Синтезкаучук» | 0.294 | 0.373 | 0.208 |
АООТ «Ефремовский завод | 0.288 | 0.506 | 0.422 |
синтетического каучука» | |||
АООТ «Волжский каучук» | 0.138 | 0.023 | 0.056 |
АООТ «Омский каучук» | 0.277 | 0.327 | 0.174 |
АООТ «Красноярский завод | 0.091 | 0.163 | 0.191 |
синтетического каучука» |
* Оценка наша.
При нынешнем соотношении минимально эффективного размера действующих в отрасли предприятий, объема платежеспособного спроса и фактического числа производителей становится неизбежной острая конкуренция между разными фирмами.
Вопрос 2. Вертикальная и горизонтальная интеграция. Дифференциация деятельности фирмы. Дифференциация продукта.
Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа — интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа — интеграция конечного продукта). Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали (интеграция первого типа). Интеграцией второго типа может быть, например, нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок. Конечно, выделение типов интеграции является довольно условным, поскольку зависит от того, фирму какого именно рынка мы рассматриваем. Так, во втором примере, если мы в центр анализа поставим рынок бензина, то данную компанию целесообразнее рассматривать как интеграцию ресурсов, чем как интеграцию продукта.
|
|
Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма имеет дополнительные конкурентные преимущества, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким затратам либо при закупке факторов производства, либо при продаже конечного продукта вследствие экономии от интеграции. Тем самым интеграция дает возможность получить дополнительные финансовые ресурсы. Преимущества вертикальной интеграции тем больше, чем больше объемы производства основного продукта.
Вертикальная интеграция создает также новые барьеры для входа: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или рынков сбыта конечной продукции, новым фирмам труднее получить доступ на этот рынок, поскольку данная фирма всегда может отказаться поставлять ресурсы новой фирме или делать это на очень невыгодных для новой фирмы условиях. Поэтому новая фирма может войти на рынок только будучи сама вертикально интегрированной, что порождает проблему дополнительных финансовых ресурсов (увеличения минимально эффективного размера в денежном выражении) и делает опасность входа менее реальной.
|
|