Спрос. Факторы рыночного спроса. Закон спроса. Современный рынок - сложная система отношений, способная решать широкий круг жизненно важных задач в экономике

Современный рынок - сложная система отношений, способная решать широкий круг жизненно важных задач в экономике. По мере становления и развития рыночных отношений формировался и его механизм. Элементами рыночного механизма являются:

1) цены;

2) спрос и предложение;

3) конкуренция.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между про­изводителями и потребителями, помогает им общаться на языке иен и решать три главных экономических вопроса: что производить? как про­изводить? для кого производить?

Различают два уровня функционирования рыночной - экономики:

микроэкономика как сфера частного бизнеса;

макроэкономика как сфера общеэкономических процессов, в ко­торых общество предстает как "совокупность фирм». В фокусе макроанализа — изучение валового национального продукта (ВНП), национального дохода, совокупного спроса и др.

С одной стороны, рынок являет собой наилучший, наиболее эф­фективный способ хозяйственной организации из всех известных исто­рии. Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе, С другой стороны, у нее есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью раз­ных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций:

дефициты (дешевых ресурсов, платежный, бюджетный, торго­вого баланса, платежного баланса);

не стимулирует инвестирование в крупные долгосрочны в проек­ты;

равнодушие к финансированию нерыночных секторов (образова­ние, культура, здравоохранение);

порождает серьезные социальные проблемы (безработица, чрез­мерная дифференциация доходов, инфляция).

Нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыноч­ная экономика, совмещающая саморегуляцию рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социально-приоритетными ценнос­тями.

Спрос обеспеченное деньгами желание купить продукт в опре­деленное время в определенном месте по определенной цене. Спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множе­ства факторов, главные из которых:

• изменение потребительского вкуса;

• изменение числа покупателей;

• изменение дохода покупателей;

• изменение цены на сопряженные товары.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров сниже­ние цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соот­ветствующему уменьшению величины спроса. То есть существует от­рицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

Величина спроса — каждый объем покупки при каждой цене.

Цена спроса максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

2.Влияние роста дохода потребителей на спрос показано на графи­ке 2. При большем доходе потребители могут расходовать больше денег на покупку товара. Если бы рыночная цена оставалась постоянной — Р1, можно было бы ожидать роста потребляемого количества (с Q1 до Q2,). Это произойдет независимо от того, какова рыночная цена, а потому итогом будет сдвиг кривой спросов вправо (сдвиг от D1 к D’). А какую цену потребители заплатят, чтобы приобрести определенное количество товара Q1? При большем реальном доходе они будут готовы уплатить более высокую цену (Р2 вместо Р1). Кривая спроса снова сместится впра­во.

График 2. Кривые спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: